Глава 14

	Благой Господь сказал:
 1. А теперь Я скажу тебе знанье,
    что зовется средь всех высочайшим;
    это знанье познавшие муни
    высоту обрели совершенства.

 2. Опираясь на это ученье,
    Моей вечной достигнув природы,
    они с гибелью мира не гибнут
    и с рожденьем его не родятся.

 3. Моя матка - Великий Брахман,
    Я в него свое семя влагаю;
    и от этого, Партха, зачатья
    всех существ порожденье бывает.

 4. Для всех тел, что в бесчисленных чревах
    обретают, сын Кунти, рожденье,
    лоном высшим бывает тот Брахман,
    Я же - семя дающий родитель.

 5. Возникают из пракрити разом
    гуны три - саттва, раджас и тамас;
    ими скован, о могучерукий,
    тот бессмертный, что телом владеет.

 6. Из тех трех - саттва, будучи чистой,
    светоносной и полной здоровья,
    все же сковывает живущих
    цепью счастья и знанья, сын Притхи.

 7. Состоит, знай, раджас из страсти,
    вожделенье его порождает;
    раджас вяжет деяний цепью
    воплощенного, о безупречный.

 8. Порождается тамас незнаньем,
    воплощенных он всех ослепляет;
    он их связывает, о сын Кунти,
    беззаботностью, сном и ленью.

 9. Саттва связывает со счастьем,
    раджас - с действием, могучерукий,
    затемняя познание, тамас
    косной лени готовит путы.

10. Когда раджас и тамас слабеют -
    возрастает, сын Бхараты, саттва;
    когда саттва и тамас - раджас;
    когда саттва и раджас - тамас.

11. Если знания свет освещает
    входы-выходы этого тела -
    это значит: в таком человеке
    саттва крепнет - пусть он это знает.

12. Когда раджас умножен чрезмерно -
    от него возникают жадность,
    озабоченность, вожделенье,
    суета, начинание действий.

13. В мыслях мрак, беззаботность тупая,
    ослепленье, отсутствие действий -
    все они возникают тотчас,
    когда тамас растет, сын Куру.

14. Когда к смерти идет воплощенный,
    состоящий из гуны саттва, -
    он миров безгрешных достигнет
    обладателей высшего знанья.

15. Тот, кто в раджасе смерть встречает,
    возродится средь скованных кармой;
    если ж в тамасе тело покинет -
    возрождается в лонах нечистых.

16. Хорошо совершенное действие
    саттвы благостный плод приносит;
    плодом раджаса скорбь бывает;
    плод же тамаса - заблужденье.

17. Возникает от саттвы знанье,
    раджас к жадности лишь приводит,
    плодом тамаса будут незнанье,
    ослепление и беззаботность.

18. Чист и ясен - горе стремится,
    если страстен - стоит посредине,
    в сфере действия низменной гуны
    пребывая - вниз темный сходит.

19. Если деятеля иного,
    кроме гун этих, видеть не будешь,
    если знаешь Того, Кто их выше, -
    ты в Мое придешь состоянье.

20. Когда этой пракрити гуны
    воплощенный преодолевает,
    он, от скорби рожденья и смерти
    став свободен, вкушает бессмертье.

	Арджуна сказал:
21. Что за признаки здесь, Владыка,
    мужа, ставшего выше, чем гуны?
    Как ведет он себя? И как он
    эти гуны в себе побеждает?

	Благой Господь сказал:
22. Знанья все, также дел совершенье,
    ослепленье даже, сын Панду,
    повстречав - кто не отвратится,
    потеряв же - кто не пожалеет,

23. кто сидит, точно равнодушный,
    тремя Гунами не поколеблен,
    "Гуны вертятся в гунах" - так мысля,
    пребывает кто без потрясений,

24. ровный к золоту, глине и камню,
    мудрый, ровный к немилым и милым,
    в горе-радости невозмутимый,
    одинаков к хвале и к брани,

25. кто к бесчестью и к чести ровен,
    к другу-недругу одинаков,
    оставляющий все начинанья -
    тот и есть "превзошедший гуны".

26. Кто Меня, Партха, йогой бхакти
    неуклонно всегда почитает -
    тот способен с Брахманом слиться,
    ибо гуны он все превосходит.

27. Ибо Брахман этот бессмертный
    и нетленный - на Мне основан;
    Я - основа предвечной дхармы.
    Лишь во Мне - совершенная радость.

Om namah shivaya       Оглавление     Предыдущая глава      Следующая глава

Используются технологии uCoz