Глава 13

        Благой Господь сказал:
 1. Это тело твое, сын Кунти,
    именуется поле - "кшетра";
    познающий его есть "кшетраджня" -
    таково наставление мудрых.

 2. Я есмь то, что во всех этих кшетрах
    пребывает как их кшетраджня;
    кто так знает кшетраджню и кшетру -
    тот владеет, сын Бхараты, знаньем.

 3. Какова эта кшетра? Откуда?
    Каковы ее виды? В чем сущность?
    Также кто он? И в чем его силы? -
    это все расскажу тебе вкратце.

 4. Многовидно веденье это
    в гимнах Вед воспевали риши,
    а затем его в Брахмасутрах
    изложили строго и точно.

 5. Непроявленное, орган мысли,
    аханкара и пять элементов,
    чувства, коих одно и десять,
    и пять сфер - точно пастбища чувствам,

 6. Страсть и ненависть, боль и радость,
    также тело, сознанье и стойкость -
    таковы разновидности кшетры,
    если их перечислить кратко.

 7. Нрав негордый и нелицемерный,
    неврежденье, терпенье, честность,
    чистота, почитание гуру,
    также твердость, себя обузданье,

 8. отрешенность от внешних предметов,
    в себе самости устраненье,
    созерцанье умом пороков
    боли, старости, родов и смерти,

 9. непривязанность, неустремленность
    к сыновьям, жене, дому, богатству,
    постоянная ровность сознанья
    в обретенье благого иль злого,

10. пребывание в уединенье,
    отвращение к сборищам шумным
    и всем сердцем Меня почитанье,
    порожденное практикой йоги,

11. в знанье атмана - непрерывность,
    устремленность к познанью сути -
    таковы здесь приметы знанья;
    а незнанье - все то, что иное.

12. Что есть знанью предел конечный?
    Что познав, обретают бессмертье?
    Безначальный то, знай. Высший Брахман:
    превосходит Он суть и несуть.

13. Руки, ноги Его - повсюду,
    всюду смотрят глаза Его, лица,
    всюду слушают чуткие уши;
    мир собою покрыв, стоит Он.

14. Его видишь собраньем всех качеств - 
    чувств и качеств, однако, лишен Он;
    все несет - ни к чему не привязан,
    Он вне гун - но все гуны вкушает.

15. Всех существ Он внутри и снаружи,
    как бы движется Он, недвижный;
    в своей тонкости непостижим Он,
    запредельный, Он каждому близок.

16. Нераздельный и вечный - средь тварей
    представляется Он разделенным;
    всех существ этих, знай, Он опора,
    поедатель и производитель.

17. Он - всех светов светящая сила,
    по ту сторону тьмы пребывает;
    познаваемый, знанье, цель знанья -
    в сердце каждого Он расположен.

18. Так описаны Мной эта кшетра,
    то, что здесь познается, и знанье;
    различая все это, бхакт Мой
    существа Моего достигает.

19. Ведь и пракрита, знай, и Пуруша
    безначальны - и та, и этот;
    измененья и качества, Партха,
    от природы одной возникают.

20. Что здесь действует, что происходит,
    что причиной зовут - от природы;
    ощущенья же радости-боли
    от Пуруши бывают, сын Притхи.

21. Ведь внутри пребывая природы,
    ее гуны Пуруша вкушает;
    если ж к гунам привязан - в лонах
    он благих - неблагих возродится.

22. Созерцает, дела направляет,
    носит всех, все вкушает - Владыка,
    Высший Атман: так тоже зовется
    в этом теле Высший Пуруша.

23. Кто так знает об этом Пуруше
    и о пракрита с гунами вместе -
    тот уж больше не переродится,
    где б он ни был, в сансаре вращаясь.

24. Вот подвижник: он созерцаньем
    в себе Атман видит;
    вот другой - он прибег к йоге знанья,
    а еще один - к йоге действий.

25. Кто не знает - тот, слыша слово
    от других, вскоре к богу приходит;
    тот, кто слушает шрути прилежно,
    море смерти переплывает.

26. Поля-кшетры слиянье с кшетраджней
    порождает существ в этом мире,
    порождает растенья и камни.
    Бык средь Бхаратов, ведай об этом!

27. Всюду равным внутри этих тварей
    пребывает великий Владыка,
    среди гибнущих Он не гибнет;
    кто так видит - поистине видит.

28. Ибо, если он видит Владыку
    всюду в мире одним и тем же -
    Атман атманом он не унизит;
    потому - высшей цели достигнет.

29. Тот, кто видит, что действия, Партха,
    совершает лишь пракрити всюду,
    и кто Атман лишь в недеянье
    созерцает, - тот истинно видит.

Om namah shivaya       Оглавление     Предыдущая глава      Следующая глава

Используются технологии uCoz