Глава 13 Благой Господь сказал: 1. Это тело твое, сын Кунти, именуется поле - "кшетра"; познающий его есть "кшетраджня" - таково наставление мудрых. 2. Я есмь то, что во всех этих кшетрах пребывает как их кшетраджня; кто так знает кшетраджню и кшетру - тот владеет, сын Бхараты, знаньем. 3. Какова эта кшетра? Откуда? Каковы ее виды? В чем сущность? Также кто он? И в чем его силы? - это все расскажу тебе вкратце. 4. Многовидно веденье это в гимнах Вед воспевали риши, а затем его в Брахмасутрах изложили строго и точно. 5. Непроявленное, орган мысли, аханкара и пять элементов, чувства, коих одно и десять, и пять сфер - точно пастбища чувствам, 6. Страсть и ненависть, боль и радость, также тело, сознанье и стойкость - таковы разновидности кшетры, если их перечислить кратко. 7. Нрав негордый и нелицемерный, неврежденье, терпенье, честность, чистота, почитание гуру, также твердость, себя обузданье, 8. отрешенность от внешних предметов, в себе самости устраненье, созерцанье умом пороков боли, старости, родов и смерти, 9. непривязанность, неустремленность к сыновьям, жене, дому, богатству, постоянная ровность сознанья в обретенье благого иль злого, 10. пребывание в уединенье, отвращение к сборищам шумным и всем сердцем Меня почитанье, порожденное практикой йоги, 11. в знанье атмана - непрерывность, устремленность к познанью сути - таковы здесь приметы знанья; а незнанье - все то, что иное. 12. Что есть знанью предел конечный? Что познав, обретают бессмертье? Безначальный то, знай. Высший Брахман: превосходит Он суть и несуть. 13. Руки, ноги Его - повсюду, всюду смотрят глаза Его, лица, всюду слушают чуткие уши; мир собою покрыв, стоит Он. 14. Его видишь собраньем всех качеств - чувств и качеств, однако, лишен Он; все несет - ни к чему не привязан, Он вне гун - но все гуны вкушает. 15. Всех существ Он внутри и снаружи, как бы движется Он, недвижный; в своей тонкости непостижим Он, запредельный, Он каждому близок. 16. Нераздельный и вечный - средь тварей представляется Он разделенным; всех существ этих, знай, Он опора, поедатель и производитель. 17. Он - всех светов светящая сила, по ту сторону тьмы пребывает; познаваемый, знанье, цель знанья - в сердце каждого Он расположен. 18. Так описаны Мной эта кшетра, то, что здесь познается, и знанье; различая все это, бхакт Мой существа Моего достигает. 19. Ведь и пракрита, знай, и Пуруша безначальны - и та, и этот; измененья и качества, Партха, от природы одной возникают. 20. Что здесь действует, что происходит, что причиной зовут - от природы; ощущенья же радости-боли от Пуруши бывают, сын Притхи. 21. Ведь внутри пребывая природы, ее гуны Пуруша вкушает; если ж к гунам привязан - в лонах он благих - неблагих возродится. 22. Созерцает, дела направляет, носит всех, все вкушает - Владыка, Высший Атман: так тоже зовется в этом теле Высший Пуруша. 23. Кто так знает об этом Пуруше и о пракрита с гунами вместе - тот уж больше не переродится, где б он ни был, в сансаре вращаясь. 24. Вот подвижник: он созерцаньем в себе Атман видит; вот другой - он прибег к йоге знанья, а еще один - к йоге действий. 25. Кто не знает - тот, слыша слово от других, вскоре к богу приходит; тот, кто слушает шрути прилежно, море смерти переплывает. 26. Поля-кшетры слиянье с кшетраджней порождает существ в этом мире, порождает растенья и камни. Бык средь Бхаратов, ведай об этом! 27. Всюду равным внутри этих тварей пребывает великий Владыка, среди гибнущих Он не гибнет; кто так видит - поистине видит. 28. Ибо, если он видит Владыку всюду в мире одним и тем же - Атман атманом он не унизит; потому - высшей цели достигнет. 29. Тот, кто видит, что действия, Партха, совершает лишь пракрити всюду, и кто Атман лишь в недеянье созерцает, - тот истинно видит.
Om namah shivaya Оглавление Предыдущая глава Следующая глава