Глава 15

	Благой Господь сказал:
 1. Говорят, у ашваттхи бессмертной
    корни кверху растут, ветви - книзу,
    ее листья - ведийские гимны,
    кто так знает ее - знаток Веды.

 2. Гунами крепкие, множатся ветви
    вверх, также вниз; чувств объекты - побеги.
    Корни иные вниз протянулись,
    кармой людей оплетая в мире.

 3. Облик ашваттхи, опора, начало,
    также конец - в мире непостижимы;
    твердым мечом отрешенья кто срубит
    дерево это с разросшимся корнем, -

 4. пусть он дорогу отыщет, с которой
    не возвращается путник в сансару;
    скажет: "Пришел я к Пуруше, к началу,
    что порождает поток проявлений".

 5. Узы греха, ослепленье, гордыню,
    двойственность радости-боли оставив,
    мыслью бесстрастной в себе пребывая,
    к вечной он пусть направляется цели.

 6. Солнца луч Его не достигнет,
    ни огонь там, ни месяц не светят,
    кто ушел туда - не возвратится;
    то Мой, Партха, приют высочайший.

 7. Меня, вечного, лишь частица,
    в мире тварей ставшая дживой,
    к себе чувства влечет и манас,
    пребывающие в природе.

 8. Когда джива в тело вступает
    и когда его оставляет,
    он уносит чувства и манас,
    словно ветер - цветов ароматы.

 9. Обонянием, слухом, зреньем,
    осязаньем и чувством вкуса,
    также манасом управляя,
    погружается джива в предметы.

10. Как он здесь пребывает, уходит,
    связан с гунами, как ощущает -
    видят мудрые оком знанья;
    ослепленные не различают.

11. Обуздав себя йогой, аскеты
    его сущим в себе созерцают;
    но подвижник, душой нетвердый,
    неразумный, его не видит.

12. Этот свет, что сияет в солнце,
    освещая вселенную, Партха,
    также свет, что ты в месяце видишь
    иль в огне, - то Мое, знай, сиянье.

13. Земли тело собою проникнув,
    на себе все живое несу я;
    Я питаю лесные растенья,
    Сомой став, средоточием соков.

14. Становясь в существах вайшванарой,
    я в дыхании верхнем и нижнем
    четырех разновидностей пищу
    перевариваю неустанно.

15. В каждом я сердце живу; от Меня лишь
    память, познанье, конец заблужденья;
    лишь обо Мне наставляют все Веды;
    Вед Я знаток, Я - начало Веданты.

16. В мире два существуют пуруши:
    один смертен, другой вне смерти;
    первый - это все твари, Партха;
    "неизменным" зовут второго.

17. Но над ними есть Высший Пуруша,
    именуют Его - Высший Атман.
    Он, нетленный, три мира проникнув,
    их несет на себе, Владыка.

18. Выше Я, чем бессмертный пуруша;
    также смертного Я превосходней.
    Потому - средь людей и в Ведах
    Я как Высший Пуруша прославлен.

19. Кто лишен ослепленья, знает,
    что Я есмь Высочайший Пуруша, -
    тот, всеведущий, всею душою
    почитает меня, Арджуна.

20. Я сегодня тебе, безупречный,
    высочайшую тайну поведал.
    О, как мудр, кто ее постигает!
    Он свершил свою дхарму в мире.

Om namah shivaya       Оглавление     Предыдущая глава      Следующая глава

Используются технологии uCoz