Глава 5

	Арджуна сказал:
 1. Карма-йогу ты восхваляешь,
    а затем - прекращение действий.
    Что же лучше из них - то иль это?
    Дай ответ, уничтожив сомненье.

	Благой Господь сказал:
 2. Карма-йога и дел недеянье
    приведут тебя к высшему благу,
    карма-йога, однако, лучше
    отреченья от внешних действий.

 3. Называй того отрешенным,
    кто лишен вожделенья и злобы;
    ведь кто двойственностью не скован,
    узы действий легко разрушает.

 4. Лишь глупцы утверждают: путь санкхьи
    от пути карма-йоги отличен.
    Кто одним лишь путем стремится,
    тот в конце плод обоих получит.

 5. Цели, к которой приводит санкхья,
    ты достигнешь и средствами йоги;
    кто в них видит одно и то же,
    тот поистине видит, сын Притхи.

 6. Ведь без йоги ты, могучерукий,
    отрешенности вряд ли достигнешь,
    но, коль в йоге мудрец безупречен,
    он приходит к Брахману вскоре.

 7. Стойкий в йоге, очистивший сердце,
    победив свою душу и чувства,
    душу сливший с душой всякой твари,
    даже действуя, он не связан.

 8. "Не свершаю я действий" - пусть йогин,
    суть познав, так всегда помышляет -
    обоняя, дыша, ощущая,
    испражняясь, ходя, засыпая.

 9. Говоря иль хватая рукою,
    видя, слыша, глазами моргая,
    он во всех этих действиях видит
    лишь вращение чувств в предметах.

10. Тот, кто сердцем не связан, деянья
    лишь на Брахмана возлагает,
    тот грехом не пятнается, Партха,
    словно лотоса лист - водою.

11. Непривязанный, для очищенья
    совершает все действия йогин,
    напрягая свое лишь тело,
    сердце, органы чувств иль мысли.

12. Йогин, действий плоды покидая,
    обретает умиротворенье;
    кто вне йоги - к плодам устремляясь,
    вожделеньем опутан бывает.

13. Отрешившись от дел, беспечален
    станет дух в граде девятивратном:
    сам обузданный, дел не творит он
    и к делам никого не толкает.

14. Не рождает Господь ни действий,
    ни свершителей их, Арджуна;
    не творит Он привязанность к плоду:
    лишь природа в делах пребывает.

15. Властелин на себя не приемлет
    ни благого, ни злого деянья;
    в ослепленье бывают лишь люди,
    чье незнанием знание скрыто.

16. Но кто Атмана видит, Партха,
    тот незнанье свое уничтожил:
    его знание, словно солнце,
    это Высшее здесь освещает.
     
17. Утвердив на нем сердце и мысли,
    всей душой лишь к нему устремившись,
    тот, кто знаньем грехи уничтожил,
    устремляется к невозвращенью.

18. Тот, кто знает, - не видит различий
    между праведным брахманом, Партха,
    и коровой, слоном, собакой
    или тем, кто собаку съедает.

19. Те, кто тождества сердцем достигли,
    уже здесь победили сансару;
    чист ведь Брахман и самотождествен:
    значит, в Брахмане их обитанье.

20. Пусть он сладостью не усладится,
    пусть от горечи он не горюет;
    несмущаемый, мыслью твердый,
    зная Брахмана, в нем живет он.

21. Кто находит лишь в атмане радость,
    не привязан к миру предметов -
    тот вкушает нетленное счастье,
    йогой Брахмана сердце очистив.

22. Ибо внешнего мира услады
    за собою приводят страданья;
    в них отрады не ищет мудрый:
    ведь приходят они и уходят.

23. Еще здесь, в этом смертном теле,
    кто претерпит невозмутимо
    вожделенье иль злобы ярость -
    счастлив тот человек, он - йогин.

24. Кто внутри обретает радость,
    кто внутри видит свет и счастье -
    этот Брахманом ставший йогин
    достигает Брахманирваны.

25. Кто обуздан, без двойственных качеств,
    кто во благе существ видит радость -
    тот, лишенный греха провидец,
    этой Брахманирваны достигнет.

26. Путь недолог до Брахманирваны
    для аскетов, себя победивших,
    для лишенных желаний и гнева,
    обладающих атмана знаньем.

27. Отвратившись от внешних предметов,
    меж бровями свой взор уставив,
    уравняв внутри носа дыханья,
    что зовутся апана и прана,

28. кто без страсти, без страха, без злобы,
    обуздавший мысль, чувства и сердце,
    устремленный лишь к освобожденью, -
    тот молчальник всегда свободен.

29. Жертв и подвигов всех вкусителя,
    всех миров божество и Владыку,
    кто Меня, всех существ друга, знает -
    тот достигнет умиротворенья.

Om namah shivaya       Оглавление      Предыдущая глава     Следующая глава

Используются технологии uCoz