Глава 4 Благой Господь сказал: 1. Эту непреходящую йогу Я в начале сказал Вивасвату, Вивасват сообщил ее Ману, мудрый Ману поведал Икшваку. 2. Друг от друга перенимая, ее знали цари-провидцы; постепенно за долгое время эта йога пришла в упадок. 3. Эту древнюю йогу сегодня Я тебе возвестил, Арджуна. Лишь тебе Я доверил, о бхакт Мой, величайшую эту тайну. Арджуна сказал: 4. Но ведь жил Вивасват много раньше Твоего в этом мире рожденья, как же мог Ты ему "в начале" эту древнюю йогу поведать? Благой Господь сказал: 5. Много раз Я являлся в мире, много раз приходил ты к рожденью, но рождений ты прошлых не знаешь. Это знанье лишь мне открыто. 6. Пребывая всей твари владыкой нерожденным, нетленным, вечным, Я внутри Мне подвластной природы своей майей себя рождаю. 7. Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок торжествует, Я себя порождаю, Арджуна. 8. Появляюсь Я в каждой юге, чтоб восставить погибшую дхарму, чтобы вновь заступиться за добрых, чтобы вновь покарать злодеев. 9. Кто так знает истину эту Моих дивных рождений и действий, тот, рождений кольцо разрывая, после смерти Меня достигнет. 10. Их немало - очищенных знаньем, страсти, страха и гнева лишенных, бытия Моего достигших, Мне лишь преданных. Мною ставших. 11. Как Меня здесь чтут мои бхакты, так и я их вознаграждаю; ведь Моим лишь путем, о Партха, всюду следуют эти люди. 12. Люди жертвы богам приносят, в своем деле успеха желая: в мире этом успех ведь быстро вслед за жертвой приходит к людям. 13. Эти варны четыре Я создал сообразно деяньям и гунам; таково Мое дело - и все же пребываю Я вечно вне действий. 14. Меня действия не пятнают: ведь плодов я от них не жажду; кто таким Меня видит, Партха, тот цепями действий не скован. 15. Свои действия так совершали мудрецы ради освобожденья; древних муни имея примером, совершай свои действия, Партха. 16. Что есть действие, что есть недействие? Даже мудрые здесь в сомненье. Я тебе возвещу знанье действий: знаньем этим свой грех одолеешь. 17. Размышляй же о смысле действия! Также в суть многодействия вникни! Размышляй и о смысле недействия! Сущность действий исполнена тайны. 18. Кто недействие видит в действии, кто в недействии действие видит - средь людей тот поистине мудрый, предписанья исполнивший йогин. 19. Кто без помыслов, Партха, без страсти все свои начинанья свершает, кто все действия сжег огнем знанья - того мнят пробужденные мудрым. 20. Не привязан к плодам всех действий, бесприютный, всегда довольный, хоть он в действии пребывает, ничего он не делает, Партха. 21. Без надежды, ничем не владея, обуздав свое сердце и мысли, совершая деянья лишь телом, он от скверны всегда свободен. 22. Он случайно пришедшим доволен, он вне двойственности, независтлив, и в беде и в удаче ровен, даже действуя, он не привязан. 23. Когда он не привязан, свободен, утвердил когда мысль свою в знанье, когда действует лишь ради жертвы - у него прекращается карма. 24. В жертвенном акте-Брахмане приношение - также Брахман приносится в жертву Брахманом на огне энергии Брахмана. Кто созерцает действие-Брахмана, тот достигает Брахмана. 25. Среди йогинов есть такие, что богам лишь приносят жертву, но другие - в пламени Брахмана свою жертву жертвой сжигают. 26. Те аскеты всю чувств пятерицу на огонь обузданья приносят; эти йогины - чувств огнями превращают предметы в пепел. 27. А другие - всех чувств проявленья, как и действия пран в этом теле, обузданья огнем сжигают, разжигая его от знанья. 28. Эти в жертву приносят тапас, те - богатство, иные - йогу; знанье Веды и вслух повторенье - жертва йогинов, твердых в обетах. 29. Можно жертвовать в пране апану иль, напротив, в апане - прану: так, дыханий пути преграждая, пранаяму аскеты свершают. 30. Есть иные - обузданы в пище. Они праны жертвуют в пранах. Умудренные в таинствах жертвы, ею грех они испепеляют. 31. Нектар жертвенной пищи вкушая, они Брахмана все достигнут; кто не жертвует - жизнь эту губит и к другой жизни путь преграждает. 32. Так все многоразличные жертвы своим ртом вечный Брахман вкушает; знай, они рождены от действий: этим знанием освободишься. 33. Превосходней вещественной жертвы принесение в жертву знанья, ибо действие все без остатка превращается в знанье, Арджуна. 34. Это знанье познай вопрошаньем, поклоненьем смиренным, служеньем; те, кто знает, истину зрящие, в знанье этом тебя наставят. 35. В этом знанье всегда пребывая, в ослепленье ты не уклонишься, и тогда всех существ увидишь ты в себе и во Мне, Арджуна. 36. Даже если бы, Партха, был ты из всех грешников наигрешнейшим, и тогда этой знания лодкой через грех переплыть ты сможешь. 37. Как огонь, разгоревшись, в пепел превращает дрова, о Арджуна, так и знанья огонь все действия без остатка испепеляет. 38. Ведь ничто не сравнится в мире с очищающей силой знанья; его тот лишь в себе обретает, кто пришел к совершенству в йоге. 39. Достигает знания йогин, веры полный, себя обуздавший; пребывающий в знании - скоро запредельный покой обретает. 40. Тот, кто полон сомнений, без веры, не имеющий знания, - гибнет; сомневающийся теряет и другой мир, и этот, и счастье. 41. Кто разрушил все действия йогой, кто отсек все сомнения знаньем, кто собой овладел всецело, того действия больше не свяжут. 42. Потому - ты свое сомненье, от авидьи проникшее в сердце, отсеки мечом знанья, Арджуна, и воспрянь, устремившись к йоге!
Om namah shivaya Оглавление Предыдущая глава Следующая глава