Глава 15 Благой Господь сказал: 1. Говорят, у ашваттхи бессмертной корни кверху растут, ветви - книзу, ее листья - ведийские гимны, кто так знает ее - знаток Веды. 2. Гунами крепкие, множатся ветви вверх, также вниз; чувств объекты - побеги. Корни иные вниз протянулись, кармой людей оплетая в мире. 3. Облик ашваттхи, опора, начало, также конец - в мире непостижимы; твердым мечом отрешенья кто срубит дерево это с разросшимся корнем, - 4. пусть он дорогу отыщет, с которой не возвращается путник в сансару; скажет: "Пришел я к Пуруше, к началу, что порождает поток проявлений". 5. Узы греха, ослепленье, гордыню, двойственность радости-боли оставив, мыслью бесстрастной в себе пребывая, к вечной он пусть направляется цели. 6. Солнца луч Его не достигнет, ни огонь там, ни месяц не светят, кто ушел туда - не возвратится; то Мой, Партха, приют высочайший. 7. Меня, вечного, лишь частица, в мире тварей ставшая дживой, к себе чувства влечет и манас, пребывающие в природе. 8. Когда джива в тело вступает и когда его оставляет, он уносит чувства и манас, словно ветер - цветов ароматы. 9. Обонянием, слухом, зреньем, осязаньем и чувством вкуса, также манасом управляя, погружается джива в предметы. 10. Как он здесь пребывает, уходит, связан с гунами, как ощущает - видят мудрые оком знанья; ослепленные не различают. 11. Обуздав себя йогой, аскеты его сущим в себе созерцают; но подвижник, душой нетвердый, неразумный, его не видит. 12. Этот свет, что сияет в солнце, освещая вселенную, Партха, также свет, что ты в месяце видишь иль в огне, - то Мое, знай, сиянье. 13. Земли тело собою проникнув, на себе все живое несу я; Я питаю лесные растенья, Сомой став, средоточием соков. 14. Становясь в существах вайшванарой, я в дыхании верхнем и нижнем четырех разновидностей пищу перевариваю неустанно. 15. В каждом я сердце живу; от Меня лишь память, познанье, конец заблужденья; лишь обо Мне наставляют все Веды; Вед Я знаток, Я - начало Веданты. 16. В мире два существуют пуруши: один смертен, другой вне смерти; первый - это все твари, Партха; "неизменным" зовут второго. 17. Но над ними есть Высший Пуруша, именуют Его - Высший Атман. Он, нетленный, три мира проникнув, их несет на себе, Владыка. 18. Выше Я, чем бессмертный пуруша; также смертного Я превосходней. Потому - средь людей и в Ведах Я как Высший Пуруша прославлен. 19. Кто лишен ослепленья, знает, что Я есмь Высочайший Пуруша, - тот, всеведущий, всею душою почитает меня, Арджуна. 20. Я сегодня тебе, безупречный, высочайшую тайну поведал. О, как мудр, кто ее постигает! Он свершил свою дхарму в мире.
Om namah shivaya Оглавление Предыдущая глава Следующая глава