Глава 14 Благой Господь сказал: 1. А теперь Я скажу тебе знанье, что зовется средь всех высочайшим; это знанье познавшие муни высоту обрели совершенства. 2. Опираясь на это ученье, Моей вечной достигнув природы, они с гибелью мира не гибнут и с рожденьем его не родятся. 3. Моя матка - Великий Брахман, Я в него свое семя влагаю; и от этого, Партха, зачатья всех существ порожденье бывает. 4. Для всех тел, что в бесчисленных чревах обретают, сын Кунти, рожденье, лоном высшим бывает тот Брахман, Я же - семя дающий родитель. 5. Возникают из пракрити разом гуны три - саттва, раджас и тамас; ими скован, о могучерукий, тот бессмертный, что телом владеет. 6. Из тех трех - саттва, будучи чистой, светоносной и полной здоровья, все же сковывает живущих цепью счастья и знанья, сын Притхи. 7. Состоит, знай, раджас из страсти, вожделенье его порождает; раджас вяжет деяний цепью воплощенного, о безупречный. 8. Порождается тамас незнаньем, воплощенных он всех ослепляет; он их связывает, о сын Кунти, беззаботностью, сном и ленью. 9. Саттва связывает со счастьем, раджас - с действием, могучерукий, затемняя познание, тамас косной лени готовит путы. 10. Когда раджас и тамас слабеют - возрастает, сын Бхараты, саттва; когда саттва и тамас - раджас; когда саттва и раджас - тамас. 11. Если знания свет освещает входы-выходы этого тела - это значит: в таком человеке саттва крепнет - пусть он это знает. 12. Когда раджас умножен чрезмерно - от него возникают жадность, озабоченность, вожделенье, суета, начинание действий. 13. В мыслях мрак, беззаботность тупая, ослепленье, отсутствие действий - все они возникают тотчас, когда тамас растет, сын Куру. 14. Когда к смерти идет воплощенный, состоящий из гуны саттва, - он миров безгрешных достигнет обладателей высшего знанья. 15. Тот, кто в раджасе смерть встречает, возродится средь скованных кармой; если ж в тамасе тело покинет - возрождается в лонах нечистых. 16. Хорошо совершенное действие саттвы благостный плод приносит; плодом раджаса скорбь бывает; плод же тамаса - заблужденье. 17. Возникает от саттвы знанье, раджас к жадности лишь приводит, плодом тамаса будут незнанье, ослепление и беззаботность. 18. Чист и ясен - горе стремится, если страстен - стоит посредине, в сфере действия низменной гуны пребывая - вниз темный сходит. 19. Если деятеля иного, кроме гун этих, видеть не будешь, если знаешь Того, Кто их выше, - ты в Мое придешь состоянье. 20. Когда этой пракрити гуны воплощенный преодолевает, он, от скорби рожденья и смерти став свободен, вкушает бессмертье. Арджуна сказал: 21. Что за признаки здесь, Владыка, мужа, ставшего выше, чем гуны? Как ведет он себя? И как он эти гуны в себе побеждает? Благой Господь сказал: 22. Знанья все, также дел совершенье, ослепленье даже, сын Панду, повстречав - кто не отвратится, потеряв же - кто не пожалеет, 23. кто сидит, точно равнодушный, тремя Гунами не поколеблен, "Гуны вертятся в гунах" - так мысля, пребывает кто без потрясений, 24. ровный к золоту, глине и камню, мудрый, ровный к немилым и милым, в горе-радости невозмутимый, одинаков к хвале и к брани, 25. кто к бесчестью и к чести ровен, к другу-недругу одинаков, оставляющий все начинанья - тот и есть "превзошедший гуны". 26. Кто Меня, Партха, йогой бхакти неуклонно всегда почитает - тот способен с Брахманом слиться, ибо гуны он все превосходит. 27. Ибо Брахман этот бессмертный и нетленный - на Мне основан; Я - основа предвечной дхармы. Лишь во Мне - совершенная радость.
Om namah shivaya Оглавление Предыдущая глава Следующая глава