401
Самый малый недостаток такого человека явно виден людям, подобно пятнам на луне.
402
Судить о качестве почвы можно по всходам. Изящная речь свидетельствует о хорошем происхождении.
403
Грубость вызывает сомнения: действительно ли у этого человека хороше происхождение?
(То есть, под сомнение ставится целомудрие его матери.)
404
Секрет счастливой и добродетельной жизни -- в инстинктивном отвращении ко злу. Учтивость является важным признаком хорошего рождения.
БЛАГОРОДСТВО
405
Как для аскета главное -- ненасилие, так для человека действия основная добродетель -- не говорить о чужих недостатках.
406
Смирение приводит человека к успеху. Оно является оружием, с помощью которого сдержанный побеждает противника.
407
О благородстве человека можно судить по великодушии, с которым он признает правоту того, кто ниже его.
408
Для того, кто не умеет смеяться, весь мир погружен во тьму даже днем.
409
Пусть даже ум человека остр, как стальной клинок, воистину без хорошего характера он не более человек, чем деревянный чурбан.
СПРАВЕДЛИВОЕ ПРАВЛЕНИЕ
410
Вся дхарма и все предписания учителей в конечном счете зависят от справедливости царского правления.
411
Весь мир лежит у ног царя, который правит, желая блага своим подданным.
412
Успех царю приносит не сила рук, а справедливое правление.
413
Царь, недоступный для обращений, или не рассматривающий их как должно, а также не следующий установленному порядку ведения дел и не принимающий справедливого решения, губит сам себя.
414
Не дОлжно осуждать царя, проявившего строгость к нарушителям закона. Это обязанность царя, заботящегося о благополучии подданных и защищающего их от врагов.
415
Наказание государством преступников подобно прополке полей, оберегающей посевы.
ПРИТЕСНЕНИЯ И ПЛОХОЕ ПРАВЛЕНИЕ
416
Неправедный царь, притесняющий подданных, -- больший грешник, чем убийца.
417
Тиран, взимающий поборы с подданных, подобен разбойнику с большой дороги, предъявляющему свои требования языком политики.
418
Царь, не имеющий сострадания к своему народу, разрушает страну, как безоблачное небо иссушает землю.
(Отсутствие дождя иссушает мертвую землю. Для живых людей царская забота -- что дождь для мертвой земли.)
419
Если страной правит беззаконник, быть богатым еще хуже, чем бедным.
НАКАЗАНИЕ
(В нижеследующих стихах выразительно преподаются принципы наказания. Для справедливого правления следует отказаться от немудрых и несправедливых обычаев.)
420
Царю следует беспристрастно рассмотреть дело и наложить наказание, которое однако не должно быть чрезмерным. Не размахивать руками, а точно наносить удар -- так должен царь поддерживать процветание государства.
421
Несомненно, царь, притесняющий подданных и творящий беззакония, быстро себя погубит.
422
Сочтены дни того, кто вынуждает подданных воскликнуть: "Как жесток наш царь!"
423
Что толку в обладании богатством, если к владельцу не подступиться, а подошедшего встречают грубо? Такое богатство подобно ограбленной сокровищнице.
(Хотя сокровищница цела и хорошо ограняется, она бесполезна для общества.)
424
Как напильник пилит железный прут, так грубая речь и чрезмерно жестокое наказание неуклонно подтачивают способность царя противостоять врагам.
425
Жестокий царь окружает себя самыми невежественными и бесполезными людьми, и становится бременем для земли.
ХОРОШИЙ МИНИСТР
426
Министр должен действовать решительно, заботиться о благе подданных, быть ученым и деятельным.
(В те дни министры ("атмаатья") были советниками царя и отвечали за исполнение указов.)
427
Он должен быть искушен в умении поссорить врагов, сохранить политические союзы и возвратить потерянных друзей.
428
Для министра, разумного от природы и сведущего в науке управления, нет безнадежно сложных ситуаций.
429
Даже изучивший теорию управления должен держать руку на пульсе жизни общества, и действовать в соответствии с текущим моментом.
430
Некоторые, хотя и являются хорошими мыслителями и строят хорошие планы, все же не могут воплотить задуманное в жизнь.
(Они неспособны адекватно реагировать на возникающие по ходу дела внештатные ситуации.)
431
Бывает так, что царь невежественен и отказывается слушать мудрых. Но министр обязан говорить о том, что считает истиной и благом.
(В оригинале невежественный царь назван "убийцей знания".)
432
Министр, изменивший своему царю и лелеющий предательские мысли, опаснее семидесяти крор вражеских солдат.
(Семьдесят крор равно 700 000 000.)
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
(Словом "ооккам" обозначается свойство ума, проявляющее себя в готовности действовать без слабости и колебаний.)
433
Истинное богатство -- воля к действию. Без нее бесполезно все, чем обладаешь.
434
Настоящим приобретением является решительный ум: материальные блага преходящи, и на них нельзя полагаться.
435
Всегда стремись к высшему. Думай лишь об этом. Даже если не получишь желаемого, наградой будет само стремление.
436
Лотос вырастает до поверхности воды, а человек возвышается только до того уровня, к которому стремился.
(Предел достижениям человека полагает его воля.)
437
Слон огромен и вооружен острыми бивнями, но он дрожит перед тигром.
438
Мужчина должен обладать решительным умом. В противном случае его сходство с мужчиной не больше, чем у деревянного изваяния.
РАЗВЕДЧИКИ
(В древности разведуправление рассматривалось как одна из важнейших ветвей государственной службы. Разведчики не только сообщали о действиях противника, но и помогали решить внутренние проблемы.)
439
Разведчики и признанные книги по управлению государством - два глаза царя.
440
Царь должен сразу же узнавать о всем, что происходит со всеми.
(Требования к правителю были чрезвычайно высоки!)
441
Необходимо тщательно наблюдать за всеми официальными лицами государства и родственниками царя, а также за теми, кто неблагожелательно настроен по отношению к царю.
(Служба безопасности должна была следить даже за государственными чиновниками.)
442
Чтобы стать шпионом, человек должен уметь так выдавать себя за другого, чтобы это не вызывало подозрений. Он не должен проявлять беспокойства или нервозности под пристальными взглядами. Он должен уметь хранить тайну в любых обстоятельствах.
443
Чтобы попасть в труднодоступные места, полезно нарядиться в одежду санньяси (монаха) или священника.
444
Разведслужба должна быть укомплектована достаточным количеством людей должного уровня.
445
Сведения, принесенные разведчиками, не следует принимать сразу же: их нужно сверить с донесениями коллег.
446
Разведчики не должны знать друг друга. Информация должна подтверждаться тремя источниками.
(Этому ценному указанию могут последовать в своих взаимоотношениях с агентами службы безопасности и современные руководители.)
447
Никак не выделяй на людях тех, кто на тайной службе: иначе люди смогут догадаться о том, что им знать не следует.
ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ
(Тиру-Валлювар утверждает, что для политика важным качеством является убедительная речь. Это утверждение, а также то, что сказано в стихах о членах совета, свидетельствует о древней практике принятия решения после дебатов.)
448
Человек может обладать всеми достоинствами, но к ним нужно еще прибавить дар убедительной речи.
449
Советники должны тщательно готовиться к своему выступлению в собрании: ведь от этого зависит процветание государства.
(Какой должна быть хорошая речь?)
450
Она должна укреплять согласных с ее содержанием, и должна быть приятной даже для несогласных.
451
Говори только будучи уверен, что твои противники никакими аргументами не смогут опровергнуть сказанного.
452
Ни правильное поведение, ни все блага мира не произведут на человека такого воздействия, как обращенная к нему речь. Говори с учетом места и обстоятельств.
453
Говори доброжелательно и приветствуй дельные предложения твоих противников. Так должен вести себя хороший советник.
(То есть, для хорошего политика важно быть открытым к диалогу.)
454
Непобедимым в споре советника делают убедительность, хорошая память и бесстрашие.
(Быть бесстрашным -- значит не нервничать и не смущаться во время дебатов.)
455
Мир не потеряет зря времени, последовав за тем редким советником, который говорит весомо, последовательно и доброжелательно.
456
Многословен только тот, кто не научился говорить кратко и ясно.
457
Некоторые растения пышно цветут, но их цветы не пахнут. На них похожи ученые люди, неспособные убедить других в правильности своих взглядов.
(Ученость, не дополненная искусством убеждать, бесполезна для мира.)
БЛАГОРОДНОЕ СОБРАНИЕ
(Министрам приходилось не только иметь дело с царем, но и участвовать в заседаниях совета, призванного принять решение. В связи с этим важно было учитывать настроения и и предрасположенность советников.)
458
Те обладают искусством говорить, кто подбирает слова и выражения в зависимости от настроения и предрасположенности членов совета.
459
Чтобы выступление было хорошим и результативным, необходимо чувствовать настроение аудитории, видеть расстановку сил и ясно понимать, о чем будет идти речь.
460
Будь ослепителен с теми, кто сияет. Но если собрание состоит из простых людей, спрячь свою образованность и будь прост, как неученый.
461
Мудрое правило: в собрании старших (по возрасту или положению) сдерживай себя и не говори первым.
462
Легко найти человека, который не дрогнув вступит в битву; но того, кто не смутится перед собранием, найти труднее.
463
Что толку от человека, неспособного владеть мечом? Это же верно и в отношении того, кто смущается в собрании людей с острым интеллектом.
ЗАКОН МОРАЛИ
("Курал" утверждает, что постановления правительства должны отвечать нормам морали.)
464
Всегда остерегайся сделать что-либо противное закону морали.
465
Стремящийся к величию должен воздерживаться от всего, что может нанести урон его доброму имени.
466
Не делай осуждаемого достойными людьми даже ради того, чтобы накормить голодную мать.
467
Успех, достигнутый без оглядки на нормы морали, повлечет за собой горе.
468
Стремиться обогатить государство неправедным, обманным путем, всеравно что пытаться сохранить воду, налив ее в необожженный глиняный горшок.
(Следующий стих показывает, как у Тиру-Валлювара практичность сочетается с идеализмом.)
469
Не делай того, чего, как чувствуешь, нужно избегать. Но если уж и совершил такой проступок, по крайней мере дай зарок больше так не поступать.
ДВОРЦОВЫЕ ОПАСНОСТИ
(Эти предписания предупреждают об опасности тех, кому по службе приходилось быть рядом с царем.)
470
Придворным не следует слишком часто отсутствовать и чрезмерно приближаться к царю. "Не далеко, не близко -- как тот, кто греется у огня" -- таково правило поведения разумного и независимого окружения царя.
471
Если стремишься к процветанию, не клади глаз на то, обладать чем стремится сам царь.
472
Даже разумнейшему человеку трудно приблизиться к царю, если тот питает в отношении его подозрения. Если хочешь быть в безопасности, избегай подавать повод для недоверия.
473
В присутствии царя не шепчись ни с кем и не обменивайся многозначительными улыбками.
474
Не проявляй любопытства в отношении тайных переговоров царя, как бы важны они ни были: если царь захочет, он сам расскажет о них.
475
Никогда не говори о не относящемся к делу, даже если царь проявляет к этому интерес. Но о том, что действительно затрагивает интересы царя, говори, не дожидаясь его повеления.
476
Не смотри на царя, как на младшего по возрасту, как на пребывающего в тех или иных отношениях с тобой. Веди себя как подобает держаться с наделенным божественными привилегиями и обязанностью защищать людей.
(То есть, молодость и кровное родство не должны оказывать влияния на отношение к царю.)
477
Мудрый министр всегда действует так, словно все еще проходит испытательный срок. Он не позволяет себе злоупотреблять царским доверием.
478
Действовать вопреки этикету, полагаясь на родство или длительное знакомство -- значит идти к гибели.
(Читая эти (и некоторые другие) стихи "Курала", трудно не вспомнить Бекона, жившего много веков после Тиру-Валлювара.
Решившийся на правительственную службу постоянно подвергает себя стрессам. Это справедливо в отношении кабинета министров современного диктатора так же, как и по отношению к самодержавному царю.)
ПРОЦВЕТАЮЩАЯ СТРАНА
479
Для процветания государства нужны прилежные труженики, ученая и благочестивая знать, а также великодушные богачи.
(Трудолюбие, знание и богатство являются компонентами, превращающими государство в процветающее.)
480
В государстве не должно быть чересчур много групп и группировок; нельзя допустить наличие антисоциальных элементов и преступников, беспокоящих царя.
(Даже во времена Тиру-Валлювара госадминистрация была обеспокоена проблемами социальных группировок. Комментаторы объясняют, что под "группами" понимаются сообщества людей, связанных вместе кастой или формой религиозного поклонения, которые противостоят иным схожим группировкам. Перечислив составляющие счастливого государства, поэт завершает раздел стихом, подчеркивающим значение правильного руководства:)
481
Государство может обладать всем, упомянутым в этом разделе, но если в нем нет правильного правления -- всеравно, что ничего нет.
ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
482
Для царя, который с учетом своих сил стремится к завоеваниям, укрепления так же важны, как для правителя, удовлетворенного тем, что имеет.
483
Хорошая крепость должна быть расположена на холме, окружена рвом, в котором круглый год должна быть вода, и вокруг должно быть открытое пространство, свободное от леса.
484
Крепостная стена должна быть высокой, широкой и крепкой. Ее нужно строить так, чтобы вражеским орудиям трудно было ее разрушить.
(В "Шилаппадикаарам" (глава "Адайккалаккадай") приведен длинный список стенобитных механизмов.)
485
Протяженность оборонительных стен не должна быть слишком большой, но внутри должно быть достаточно места. Крепость во всех отношениях должна удручать врага.
486
Крепость должны защищать естественные преграды. В ней следует создавать запасы провианта, а у гарнизона должна быть возможность атаковать противника, не раскрывая себя.
487
Хотя и совершенная во всех отношениях, крепость все же ненадежна, если в ней нет опытного гарнизона, готового в любой момент выступить на ее защиту.
488
Крепость нужно строить так, чтобы ее было трудно взять приступом, измором, а также из-за коварства предателей.
489
(Отмечается важность правильного руководства обороной:)
Недостатки командования сводят на нет все преимущества крепости.
БЛАГОПОЛУЧНАЯ КАЗНА
490
Ничто не сравнится с богатством в способности придавать цену даже никчемным людям.
491
Богатство приведет к дхарме и дарует счастье, если оно добыто честно и не приносит зла.
492
Богатства, лишающего любви и сострадания, следует избегать, а не стремиться к нему.
(Стих предостерегает царя от жестоких поборов.)
493
Помимо части (часто -- одной шестой), отдаваемой царю в виде налога с производства или дохода, царю принадлежат: найденные в земле драгоценности, выморочное имущество, таможенные сборы и военные трофеи.
494
Главное в богатстве -- то, что оно дает уверенность. Богатый человек может пойти на любой риск, чувствуя себя при этом в такой же безопасности, как наблюдающий с горы за сражением слонов. Он может стремиться к рискованным удовольствиям и не беспокоиться о последствиях.
495
Богатей! Нет военных припасов ценнее богатства. Это самый острый клинок, отсекающий гордость и уверенность врага.
ДЕЙСТВОВАТЬ УМЕЛО
(В этих стихах речь идет о правилах действия умелых министров.)
496
Действенность поступков в основном зависит от решительного ума -- остальное приложится.
497
Политикам нужно запомнить два принципа действий. Первое -- не предпринимать сомнительных начинаний. Второе -- если в ходе исполнения задуманного что-то идет не так -- не волноваться, а смело встречать трудности.
498
Успех в великом начинании придет в том случае, если обнародование плана происходит в момент его осуществления. Преждевременное раскрытие своих карт создает непреодолимые трудности.
499
Все умеют строит планы, но редко кто может воплотить их.
500
Некоторые невзрачные люди наделены великой силой ума и умением действовать. Они подобны оси, удерживающей колеса большой колесницы. Внешность обманчива. Не суди о людях по их невзрачности.
501
Вначале трезво обдумай план, а осуществляя его, действуй без проволочек, будь тверд, не уступай трудностям.
502
Все бессмысленно, если человек не стремится действовать умело: он не оставит следа в истории.
НАСТУПЛЕНИЕ
(Эта глава, посвященная военным операциям, демонстрирует практическую мудрость и свидетельствует о большом опыте ведения войн.)
503
Принимай решения, хорошенько все обдумав, а затем действуй без колебаний.
504
Некоторые операции могут потребовать большего времени - продли их. Другие требуют незамедлительного выполнения -- не медли с их осуществлением.
505
Военная кампания хороша, если принесет тебе успех. Если победа маловероятна, для осуществления своей цели придумай другие средства.
506
Хуже всего -- ввязаться в военные действия и прекратить их, не нанеся врагу полного поражения. Недобитый враг подобен не полностью погашенному пожару, угрожающему разгореться снова: в будущем он опять может принести неприятности.
507
Прежде чем начать военную кампанию, следует весьма тщательно рассмотреть пять составляющих, которые могут принести успех или поражение: снаряжение, живая сила, положительные и отрицательные особенности места и времени, а также особенности самой операции.
(Для отражения идеи тщательного рассмотрения всех подробностей в оригинале использованы слова "ирул тхеера" ("пока не рассеется тьма"), то есть, пока все не станет совершенно ясно.)
508
Планирование военного похода должно завершаться рассмотрением всех трудностей, с которыми возможно, придется встретиться, и ценой, которую придется заплатить за победу.
(То есть, не будучи уверенным в своих силах и способности преодолеть трудности, не стоит вступать в войну. Также не имеет смысла воевать, если овчинка не стоит выделки.)
509
Даже рассмотрев все особенности военного плана, следует посоветоваться с теми, кто лично участвовал в подобных операциях и имеет в этом практический опыт.
510
Подобно тому, как для поимки слона используют другого (ручного), так и для успеха в новой военной кампании следует использовать опыт предшествовавшей ей.
511
Старайся посеять вражду между твоими противниками даже усерднее, чем установить дружбу со сторонниками.
(Мможно перевести и по другому: "Уделяй врагам твоих врагов даже больше внимания, чем своим друзьям", то есть, постарайся заключить дополнительные военные союзы.)
512
Если твои силы слабы, воспользуйся первой же возможностью для заключения мира, чтобы твоя армия не стала деморализованной, потерпев поражение.
АРМИЯ
513
Среди всего, чем должно обладать государство, важнее всего - достойная армия. Все ее подразделения должны быть хорошо управляемы, а боевой дух солдат -- непобедимым.
514
Полк, воспитанный в старых добрых традициях, несомненно не дрогнет даже под жестокими ударами бесчисленных сил противника.
515
Сердце армии -- победоносные полки, не раз проявлявшие доблесть и доказавшие свою преданность.
516
Боевой полк может называться таковым лишь в том случае, если способен устоять даже против сильнейшей атаки.
517
Отвага, воинская честь, рыцарские традиции и преданность - вот четыре качества непобедимого полка.
518
Воинское соединение должно быть способным продвигаться в атаке, не смешивая своих рядов.
519
Подразделение может быть немногочисленным и состоять из солдат, не обладающих выдающимися данными, но все же побеждать благодаря правильной расстановке личного состава.
520
Если царь остерегается неправильным поведением или скупостью погубить свой авторитет в армии, он застрахован от дезертирства, неподчинения и оскудения влйска. Только такая боеспособная армия побеждает.
521
Даже отважная и обученная армия не устоит без хорошего командования.
ДОБЛЕСТЬ
(На общем фоне дидактики "Карала" то тут, то там сверкают искры поэзии.)
522
Не бросай вызова моему военачальнику. Многие, восставшие против него, стоят ныне камнями.
(Как видим, существовала традиция установки мемориальных камней в память павших. Победители устанавливали их на поле боя в честь своей победы, делая рыцарский жест по отношению к побежденным.)
523
Лучше промахнуться, метнув копье в слона, чем попасть в бегущего зайца.
(То есть, недостойно воина атаковать слабого и бессильного врага. Речь идет о победителе, отказывающемся от преследования врага.)
524
Безжалостность в бою -- достоинство воина. Но острее всего ранит помощь, оказанная поверженному врагу.
(То есть, снисхождение к сломленному врагу может его полностью доконать.)
525
Метнув копье в слона, герой осмотрелся в поисках другого оружия. И тут он заметил, что пронзен вражеским дротиком. Воин выдернул его с улыбкой, радуясь, что вновь вооружился.
526
Отважный воин, устремивший на врага свой гневный взор, не моргнет глазом, даже если в него вонзится копье: слабость, начавшаяся с мигания, может завершиться бегством с поля боя.
527
Окидывая мысленным взглядом свое прошлое, доблестный воин считает потерянным те дни, в которые не получил боевых ран.
528
Никто не упрекнет в потере пожертвовавшего жизнью. Отдать жизнь -- значит стать достойным жизни.
529
Стоит ли умирать от старости или болезни в кругу плачущих родных? Хорошо бы твоя гибель вызвала иные слезы: слезы восторга у царя, которому служишь.
(Эти стихи примечательны тем, что в них смещается акцент с хладнокровия и сострадания на воинскую доблесть.)
О ГОНЦАХ И ПОСЛАХ
530
Хороший посол должен происходит из порядочной семьи, быть любезным в обращении с царями, и производить благоприятное впечатление.
(Миролюбивый человек, располагающий к дружбе, сможет успешно осуществить миссию посланника. Политик, исполненный ненависти и стремящийся к войне, не может быть хорошим послом. Все перечисленные в стихе качества призваны вызвать расположение царя, к которому направлен посланник.)
531
Для посла совершенно необходимы преданность своему государю, знание политики, а также умение говорить обдуманно и убедительно.
532
Чтобы успешно осуществить миссию посла, нужно быть осведомленным в делах политики не хуже, чем лучшие государственные мужи.
533
Пусть послом будет тот, кто от природы наделен мудростью и собственными усилиями приобрел знания в науке и искусстве. К тому же он должен быть достойным человеком.
(Примечательно, что среди других качеств названа порядочность.)
534
Речь хорошего посла кратка и выразительна; в ней отсутствуют грубые слова.
("Тхогачхчхоллудал" означает способность подчеркнуть основное, не перегружая речь бесполезными подробностями и заключениями. Четко выраженное послание производит благоприятное впечатление, а переполненное деталями может оттолкнуть.)
535
Посол не должен быть прост. Ему нужно обладать светскими манерами, уметь правильно оценить время и место, а также думать, прежде чем что-то сказать.
(Качества простого гонца перечислены в следующих трех стихах:)
536
Он должен иметь благожелателей во дворце царя, к которому послан, обладать хорошей репутацией, отвагой и, прежде всего, правдивостью.
537
Ни небрежность, ни недостаток мужества передающего царское послание не должны быть причиной высказываний, унижающих честь государя или уязвляющих его самолюбие.
538
Он без колебаний должен передать послание в том виде, в каком его получил, пусть даже сказанное грозит ему смертью.
ВРАГИ
539
Даже шутя никого не называй врагом.
(Думать о вражде всегда плохо.)
540
Острое слово ранит больнее клинка.
(В оригинале говорится о "вооруженных словом" -- политиках и интриганах; возможно, что и о писателях.)
541
Не имеющему союзников завести множество врагов -- хуже, чем безумие.
542
Если у тебя нет союзников, но есть два врага, следует немедленно подружиться с одним из них.
543
Когда тебе не везет, не заводи ни друзей, ни врагов. Будь нейтрален даже с теми, кому веришь, и кому недоверяешь.
544
Ни открывай друзьям ни своей слабости, ни даже относительно слабых мест, если они об этом не знают: ведь от них могут получить сведения враги.
(Политик должен уметь получить поддержку, не разглашая совей слабости.)
545
Медлить глупо. Колючие кусты следует вырубать лишь только они проросли: если дать им вырасти, они поранят руки выкорчевывающему их.
546
Того, кто не удосужился потратить время на обуздание силы своих врагов, несомненно ждет гибель.
ОБЩИННИК
("Кудисейал вагай" -- порядочный член общества. "Куди" - социальный союз, членов которого объединяют общие интересы. Это не семья, и не клан. Ближайшее русское слово - "община".)
547
Ничто так не облагораживает человека, как постоянная готовность послужить общине.
548
Процветает та община, члены которой разумны и трудолюбивы.
549
Если ты решил служить общине, сама судьба поможет тебе, опоясав твои чресла.
550
Прими всей душой решение служить своему народу, и твоя работа принесет неожиданные плоды.
(То есть, урожай будет ранним и обильным.)
551
Люди испытывают уважение и тянутся к тому, кто посвятил жизнь служению народу.
552
Принять на себя ответственность за общину, в которой родился - истинная доблесть.
553
Тот доблестен, кто не только в бою принимает на себя ответственность за других, но и в мирное время посвящает себя служению обществу.
554
Человек, решивший изменить к лучшему жизнь общества, должен быть готов к страданиям. Следует знать, что для блага других придется перенести много горя и страданий.
(Реформаторы всегда встречаются с сопротивлением своим начинаниям.)
555
Общество, в котором нет людей, чьи сердца горят желанием служить народу, будет повержено, как вырванное с корнями дерево.
Om namah shivaya Оглавление Книга вторая 301-400 ПРИЛОЖЕНИЕ