КНИГА ВТОРАЯ 

(В нижеследующей части "Курала" речь пойдет о том, что можно назвать мирскими делами. Но, так же, как в свое время Махатма Ганди, Тиру-Валлювар учил, что дхарма должна направлять и нашу деятельность в миру. Автора "Курала" сближает с Ганди идея одухотворения всей жизни.  В классических комментариях название второй книги "Курала" переводится как "Правительство". Тем не менее, во многих главах говорится о деятельности людей, не входящих в правительство; эти общие рекомендации предваряют указания правителям.) 

БДИТЕЛЬНОСТЬ 
210 
Беспечность, порождаемая головокружением от успехов, более опасна, чем ярость. 

211 
Не будучи бдительным, нельзя обрести величия. Это же верно и в отношении всего остального в жизни. И все законы подтверждают это заключение. 

212 
Апатичному и беспечному богатство не принесет блага, как крепостные стены не помогут трусам. 

213 
Ничто не сравнится по ценности с постоянной бдительностью в отношениях со всеми без исключения. 

214 
Будь начеку. Беспечного ждет раскаяние в своем самодовольстве. 
(Большинство практических указаний всеохватывающи, и могут быть применимы к вопросам марали так же, как и к мирским делам.) 

215 
Нет ничего невозможного для того, кто в своей работе пользуется орудием бдительности и изобретательным умом. 
(Нижеследующие высказывания являются еще одним примером того, как Тиру-Валлювар дает психологические советы, не принижая идеалов.) 

216 
Ощутив гордость за свое богатство, подумай о тех, кто в прошлом потерял все, утратив бдительность. 

217 
Несомненно, можно достичь любой цели, если постоянно думать о том, как ее реализовать. 
(Здесь подчеркивается, что важнейшим фактором является воля к победе.) 

ТРУДОЛЮБИЕ 
218 
Семейные ценности (наследственные качества) передаются естественным образом, но они не проявятся, пока не будут поддержаны неослабным трудолюбием. Это подобно свету в храме, который гаснет, если не свернуть правильно фитиль и не присматривать за светильником. 

219 
Карнавальные ладьи "Медлительность", "Забывчивость", "Вялость" и "Сонливость" соблазняют человека, которому суждено крушение. 

220 
Павший жертвой бездеятельности и праздности сперва встретится с осуждением друзей, а затем его ждет всеобщее презрение. 

221 
Трудолюбием можно преодолеть многие природные недостатки. 

222 
Весь мир лежит у ног царя, пламенеющего духом непрестанного бдения. 
(В оригинале говорится об "области, которую перешагнул Вишну-Тривикрама", то есть, -- о всем мире.) 

ЭНЕРГИЧНОСТЬ 
223 
Сколь бы тяжелые задания ни ставила жизнь, напряженные усилия всегда приносят победу. 

224 
Берегись бездеятельности в отношении своей цели. Человек должен действовать. Упускающий эту возможность потерян для мира. 

225 
Гордится своей полезностью людям может лишь тот, кто благословлен духом непрестанной деятельности. 

226 
Желание служить обществу, изъявляемое неготовым к энергичной жизни, подобно стремлению слабовольного овладеть боевым оружием. 

227 
Тот может устранить проблемы друзей и близких, утвердив столп, поддерживающий кровлю над ними, кто любит работу и может отказаться от удовольствий. 

228 
С праздными живет мрачная Старшая Сестра, а лотосорожденная Шри пребывает в человеческих усилиях. 
(Богиня удачи Шри, или Лакшми, является младшей сестрой богини невезения.) 

229 
Никто не упрекнет тебя, если от природы ты не наделен великим умом; однако, если ты не обладаешь знанием, и при этом не торопишься приложить требуемые усилия, -- это достойно порицания. 

230 
Даже если невезение не дало обрести желаемой цели, предпринятая попытка все равно себя окупает. 
(Честное усилие само является наградой, так как поднимает человека на еще одну ступеньку эволюционной лестницы, укрепляет его характер.) 

231 
Уместное и смелое усилие позволит увидеть, как Рок отступает с боля боя. 
(В этих трех стихах говорится, что мир может порицать тебя, если ты планомерными усилиями не реализуешь свой талант; что уместное и смелое усилие способно изменить предначертание кармы, и что усилия, укрепляя характер, способствуют эволюции души.) 

МУЖЕСТВО 
(Неудачи, невзгоды и поражения не должны сломить силу духа. В этих стихах речь идет не о безмятежности аскета, а о непреклонном духе человека действия.) 
232 
Смейся, когда тебе невезет. Это поможет превозмочь невзгоды и добиться победы. 

233 
Подобно внезапному наводнению тебя может настигнуть неудача. Но по зрелому рассуждению она исчезает. 
(Таким образом, "неудача" -- умственный феномен. Зрелое рассуждение позволяет подняться над ней и сделать следующий шаг к намеченной цели.) 

234 
Человек рождается, чтобы стать мишенью для невезения. Мудрый знает это, и невзгоды не выводят его из равновесия. 
(Невзгоды воздействуют на тело, но разум может быть выше их.) 

235 
Кто не позволяет жажде наслаждений вырасти в своей душе, и понимает, что жребий человека -- встретиться с трудностями, тому не тяжело пережить неудачу. 

236

Если, наслаждаясь везением, ты не теряешь головы, значит ты защищен от горя неудачи. 
(Не уступая трудностям, можно их преодолеть. Если человек сохраняет трезвый ум в удаче, он найдет в себе силы выстоять в невзгодах.) 

ЗНАНИЕ 
(Когда в "Курале" говорится об учености, всегда подчеркивается необходимость связи знания с поведением. Знание, понимаемое таким образом, становится культурой.) 
237 
Твердо запомни то, что следует знать, и действуй в согласии со знанием. 

238 
Есть два основных раздела знания: "цифры" и "буквы" (технические и гуманитарные науки). Они подобны двум глазам человеческой жизни. 
(Жизнь человека, лишенного знания, напоминает жизнь слепца. Односторонняя ученость "физика" или "лирика" подобна слепоте на один глаз.) 

239 
Только образованный видит. У неуча хотя и есть два углубления на лице, но нет глаз. 

240 
Ученость обретается страхом и смирением. Ищущий знания должен стоять пред ученым как нищий проситель, трепещущий перед богачом. Надменный останется невежей: он обречен на неполноценную жизнь. 

241 
Как вода наполняет речной омут до дна, но не глубже, так и учеба приносит знание в соответствии с приложенными усилиями. 

242 
(Знание само по себе приносит радость тому, кто учится, и радует тех, кому человек смог помочь своим знанием.) 
Хотя ученый человек находит радость в процессе обучения, ему приятно также, что люди смотрят на него как на благодетеля. Поэтому ученый любит знание. 

НЕВЕЖЕСТВО 
(В классической тамильской литературе весьма подчеркивается значение образования, которое нередко ставится в один ряд с моральными ценностями.) 
243 
Необразованный человек подобен бесплодной земле. Его жизнь пуста и бесполезна. 

244 
Даже если неученым будет высказана великая истина, ученый не обратит на нее внимания. 
(Здесь не осуждается ученость, а подчеркивается важность образования.) 

245 
Тщеславию неуча приходит конец, когда возникает необходимость говорить. 

246 
Величие "большого человека", не удостоившегося отточить свой разум учебой, подобно раскрашенному большому глиняному идолу. 
(Учеба приносит разумность, проницательность, благородство и обширные познания.) 

247 
И богатство в руках невежи, и бедность, настигшая ученого человека, приносят горе им и окружающим. Но из двух первое - хуже. Воистину, бедность не может повредить духу сведущего, а богатство в руках невежи таит в себе опасность. 

ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ 
(Значение тамильского слова "ариву" ближе к "мудрости", "различению", чем к обычному "знанию".) 

248 
Истинное знание -- внутренняя крепость, которую враги не могут разрушить. Это высшее, неприступное укрепление. 

249 
Истинное знание управляет мыслями и поведением, удерживает от гнева, и помогает придерживаться правильного пути. 

250 
Истинное знание выявляет настоящую цену вещей, скрываемую обстоятельствами их появления. 

251 
Оно позволяет легко и убедительно излагать свои мысли, и понимать суть сказанного другими. 

252 
Знание помогает миру. Оно питает уравновешенность, предохраняя как от возбуждения, так и от депрессии. 

253 
Человек истинного знания понимает, как движется мир, и движется в соответствии с ним. 
(Слово "улагам", часто встречающееся в тамильской дидактической литературе, дословно означает "мир", но здесь имеется в виду элитная прослойка человечества.) 

254 
В противовес невеже, обладающий истинным знанием знает наперед, что произойдет. Поэтому он спасается даже в великих бедах. 

255 
Он боится того, чего надо страшиться, и избегает этого. Глупо не бояться страшного. 

256 
Высшая награда -- проницательный ум. Без него обладание всем - ничто. 

ОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЯ СЛУШАНИЕМ 
(В древности предпочтение отдавалось знанию, полученному из уст учителя. Такое знание называется "келви", а тамильское слово "калвикелви" указывает на полноту знаний ученого человека.) 
257 
Неученому предписано слушать мудрого. Опирайся на этот "посох", когда охватит слабость. 
(Но учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.) 

258 
Указания праведного учителя помогают человеку жить, как посох помогает слабому идти. 
(Обычное образование -- еще не знание. Человек знания направляет с его помощью течение своей жизни.) 

259 
(Поэт понимает, что иногда ищущего знания охватывает отчаяние, и, как бы в утешение, говорит:) 
Слушай и по крупицам усваивай. Эти крохи принесут тебе большое благо. 

260 
Если человек учился, задавая вопросы и слушая ответы мудрого, это спасает его неверных выводов даже из ложных посылок. 

261 
Слушание объяснений ученого человека учит смиренности, свойственной речам мудрого. Обычное обучение не разрушает тщеславия. 

ДРУЖБА 
262 
Дружба с достойным человеком подобна молодой луне, растущей день ото дня, но в дружбе с глупцом дружелюбие уменьшается, словно ночное светило после полнолуния. 

263 
Глубже погружаясь в чтение книги, находя новые прекрасные страницы, человек получает все больше и больше удовольствия. Так и дружба с достойным человеком не теряет своей свежести, но с каждым днем радует все больше. 

264 
Когда человек свернул с правого пути, друг должен не посмеиваться, а без обиняков дать верный совет. 

265 
Тот истинный друг, кто в час беды так же быстро приходит на помощь, как рука инстинктивно хватается за развязавшуюся и стремящуюся упасть одежду. 
(Чувство любви должно войти в плоть и кровь, как рефлексы.) 

266 
Общность ощущений порождает дружбу; друзьям для этого не надо встречаться чаще или быть вместе дольше. 

267 
При виде некоторых на лице появляется улыбка, но друг лишь тот, увидев кого, вы радуетесь всей душой. 

268 
Тройная услуга дружбы: отвадить друга с ложного пути, направить на путь истинный и проявить участие в беде. 

269 
Ничто так не болезненно, как необдуманно завязанная дружба, потому что однажды возникшую дружбу не отбросишь одним махом. 

270 
Входить в дружеские отношения следует узнав прежде о хороших качествах человека, его происхождении, его недостатках и его связях (родственниках и друзьях). 

271 
Дружба человека с хорошим происхождением, уважающего мнение людей о себе, достойна жертв. 

272 
Ищи того, кто сможет осудить тебя, отступившего от праведности, кто, если нужно, сможет довести тебя до слез, но выведет на верный путь. Подружись с таким человеком. 

273 
Неудача имеет свои преимущества: ею можно воспользоваться как инструментом для определения постоянства друзей и близких. 

274 
Не потакай мыслям, ведущим к потере энтузиазма. Не дружи с теми, кто в трудной ситуации не укрепляет, а ослабляет тебя. 

275 
Лишиться дружбы глупца -- приобретение. 

276 
Не старайся удержать дружбу недостойного. Пусть даже она сладка, как мед, лучше позволить ей умереть. 

277 
Какая разница, обрели мы или потеряли дружбу эгоиста, который дружественен, когда это ему выгодно, а в противном случае оставляет нас? 

278 
Дружба, ищущая выгоды -- все равно что любовь куртизанки или общность воров. 

279 Как лучше тихонько идти пешком, чем скакать на лошади через поле боя, так лучше не иметь друзей, чем дружить с теми, кто оставляет тебя в трудную минуту. 

280 
Осуждение из уст мудрого человека принесет неизмеримо большую пользу, чем близкая дружба с глупцом. 

281 
В миллион раз больше пользы от врагов, чем от дружбы милых приятелей-шутов. 

282 
Позволь тихо умереть дружбе с людьми, не умеющими прийти на помощь. 

283 
Плохо даже помыслить о дружбе с тем, чьи слова расходятся с делом. 

284 
Некоторые в твоем доме ведут себя как друзья, но на людях поносят твое имя. Избегай помощи таких людей. 

285 
На ненависть не оказывают воздействия ни ученость, ни культура. Они не помогают устранить враждебность. 
(Как верно! Ум способен разделиться на части, в которых безосновательная ненависть упорно соседствует с ученостью и философией.) 


286 
Пусть тебя не вводит в заблуждение тактичность и изящество речи врагов. Обороты их речей, подобно изгибу их луков, не принесут тебе блага. 

287 
В ладонях врагов, сложенных для приветствия, может быть спрятано оружие. И слезам их (как бы от радости встречи с другом) также нельзя верить. Будь начеку и не позволяй внешним проявлениям дружелюбия обмануть тебя. 

БЕЗРАССУДСТВО 
288 
Из всех безрассудств величайшее -- лелеять стремление к тому, что запрещено. 
(Если доводы здравого смысла говорят, что этот предмет бесполезен вам, глупо тратить ментальную энергию на мысли о Нем.) 

289 
Нет большего глупца, чем получивший много знаний и обучающий других, но неспособный управлять собой. 

290 
Глупец, обладающий богатством, похож на лунатика, взявшего в руки бутылку вина. 
(Он и так безумен, но вино сделает плохое худшим.) 

291 
Может дружба с глупцом и хороша, но разлука с ним уж точно не принесет горя! 
(Для большей экспрессии Тиру-Валлювар часто использует сарказм.) 

292 
Глупец, входящий в собрание мудрецов, подобен немытой стопе на чистой постели. Один глупец нарушает характер всего собрания. 
("Немытая стопа" -- эвфемизм для обозначения тех, кто не совершает регулярных омовений.) 

293 
Страдания, вызванные собственным невежеством, сильнее, чем те, что могут причинить враги. 

294 
Нет глупца глупее того, кто надмевается своей мудростью. 

295 
Если человек претендует на знание того, в чем он не сведущ, ему не поверят, даже если он будет говорить о том, что знает несомненно. 
(Однако это общая слабость ученых: выражать свое мнение о том, что лежит вне сферы их компетенции.) 

296 
Глупо воображать, что одеждами можно скрыть свое неприличие, когда еще большее неприличие -- дурной характер -- все еще на виду. 
(Демонстрировать плохой характер еще неприличнее, чем некоторые части тела.) 

НЕ ОБМАНЫВАТЬСЯ 
297 
Защита от палящего солнца -- благо. И вода также благо. Но иногда даже вода и зонт приносят беды, и тогда их нужно избегать. Нужно остерегаться близких, которые пребывают в озлоблении. 

298 
Как крышка сосуда только накрывает его, но не сливается с ним, так и нет истинного единства в обществе, состоящем из людей, ненавидящих друг друга. 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ 
(Как правило, в "Курале" рассуждения о женщинах проникнуты почтением. Но в нижеследующих стихах о женах правителей и деятельных людей говорится как о причине слабости и неудачи. 
Пусть сказанное в таких древних книгах, как "Курал", не шокирует феминисток: подкаблучников не любят даже сегодня. Здесь осуждается всецелая зависимость от жены и отсутствие любви и взаимоуважения между супругами. В первых двух стихах порицается слепая привязанность, наносящая урон отваге и предприимчивости, от которых зависит успех человека действия.) 


299 
Слепая привязанность к жене препятствует не только обретению духовности. Даже в мире деятельности ее следует избегать. 

300 
Вокруг того, кто из-за привязанности к жене пренебрегает своими обязанностями, разразится скандал. 
(Речь идет не о маленьком человеке, а об общественном деятеле.) 

Om namah shivaya       Оглавление      Книга первая 101-209     Книга вторая 301-400

Используются технологии uCoz