|
Религия в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, является результатом
жизни и деятельности различных этнических групп, которые собрались вместе
в далеком прошлом человеческой истории и ввели своды законов, правила
поклонения, сформировали культуру и систему верований. Уникальные географиические,
языковые, расовые особенности изолировали одну группу от другой и появились
различия, которые сохраняются до сих пор: различия вер и обычаев. Насколько
отличаются друг от друга эти небольшие общины, настолько различаются и
системы каждой из них. С самого начала они впитали в себя единую схему
мысли, постулируемую их культурой и лидерами. Эти различия увековечивались
от отца к сыну, от гуру к ученику, от одного поколения к другому. Лидером
был шаман, священник, ачарья, царь-философ. Такой человек был хорошо сведущим
в религиозных вопросах и, естественно, становился авторитетом, священником
рода. Религия в те времена была племенной, соответствовавшей древней социальной
структуре. Будучи племенной, религия имела политическую окраску. Как мы
обнаруживаем сегодня, во многих мировых религиях этот аспект тщательно
охранялся. Сами религии, в основном, являются системами верований различных
рас и/или наций на Земле.
Пять-десять тысяч лет назад в Гималаях и по всей долине Инда древние риши
и святые изучали вечные истины, данные им свыше, медитировали на них.
Они собирались вместе и сходились в мнениях по поводу результатов своих
поисков на внутреннем пути. Следуя уже древней традиции, они отправлялись
с порученной им миссией в Кашмир, Китай, Грецию, Египет, Арабские страны,
Месопотамию, Южную Индию, Юго-Восточную Азию и в каждую доступную часть
мира с одним и тем же посланием, систематизированным и лаконичным, данным
им с энергией и силой их личных реализаций итоговых заключений.
Сегодня я собираюсь говорить об индуизме и заключениях, к которым древние
святые и мудрецы пришли как к закономерному развитию человеческой души,
как к конечной духовной цели этого развития, кульминации бесчисленных
путей души в ее путешествии к истине. Древние мудрецы, риши и святые,
которые сформулировали эти итоговые заключения, записали их в священных
текстах, которые всё еще существуют и в наши дни. Они не были заинтересованы
в сохранении сектантского взгляда на религию. Наоборот, все их труды предназначались
для всего человечества. Они реализовали Бога в себе и, обладая высшим
знанием, говорили с безграничным состраданием и безусловным авторитетом.
Эти учения были записаны в ранних Ведах. Они расцвели в Упанишадах и были
детализированы в Агамах. Они пришли к нам как санатана-дхарма, Вечный
Путь.
В соответствии с учением древнего индуизма все есть Шива, все есть Бог.
Бог как имманентный, так и трансцендентный, как сагуна, так и ниргуна,
как имеющий форму, так и не имеющий ее. Есть лишь один Бог. Он проявляется
различными способами, как внеформенный и Абсолютная Реальность, как очищенная
форма Чистого Сознания, Сат-чит-анада, Чистая Энергия Света, которая пронизывает
все творение, а также как личный Господь и Творец, Изначальная Душа. Как
Имманентный Бог Шива создал душу, а также мир формы и опыта, который может
развиваться к слиянию с Абсолютом.
Шветашватара Упанишада (3.1-2 ) говорит о Боге, как об имманентном и в
то же время трансцендентном. Я хотел бы привести вам выдержку из этой
Упанишады: "Он - единый Бог, Творец. Он входит во все лона. Единый
Абсолют, безличное Существование, вместе с Его непостижимой майей, является
как Божественный Господь, обладающий непревзойденным величием. Своей Божественной
Энергией Он правит всеми всеми мирами. В Творении и Растворении существует
лишь Он Сам. Те, кто приходят к Его реализации, становятся бессмертными.
Господь один без второго. Он пребывает внутри человека, а также во всех
других существах. Он создает Вселенную, поддерживает ее существование
и поглощает ее". В другом месте Шветашватара Упанишада (3.8-9) говорит
о Боге, как об Изначальной Душе: "Мне надо познать Великого, золотого,
как солнце, запредельного тьме. Познав Его, человек выходит за пределы
смерти; нет другого пути для достижения цели. Выше Его нет ничего; меньше
Его нет ничего, нет ничего, больше Его. Он стоит как дерево с корнями
на небе, Единый, наполняя Собой весь мир". Мундака Упанишада (2.2.2)
говорит о Боге, как о непроявленном Ниргуна-брахмане: "Самосветящийся,
не имеющий формы, нерожденный и чистый, всепроникающий, Он - и внутри,
и снаружи, предшествует жизни и разуму. Он даже превосходит превосходящее,
непроявленное, причинное состояние Вселенной".
|