|
Влиятельный бизнесмен, уличный лентяй, высокообразованный ученый и
необразованный сельскохозяйственный рабочий - все они могут находиться
на пути анава-марги. Это путь удовлетворения своего (или чужого) эго.
В наши дни эго получает удовлетворение, становясь главой корпорации, встречаясь
с важными людьми и преклоняясь перед руководителями государства. Но на
пути "чарья-марга" мы постигаем, что бедный и богатый, сильный
и слабый - все они пуруши, чистые души, дживы, находящиеся в физическом
теле. На этом пути мы учимся преклоняться перед Богом и Богами. Мы узнаем,
что их домом является храм, домашний алтарь и место под священными деревьями.
Находясь в их присутствии, идущий путем чарья-марги чувствует себя маленьким.
Первое мимолетное ощущение собственной незначительности является первым
шагом на пути чарья-марги.
Те, кто еще не достиг успеха в жизни и испытывают на себе действия карм
прошлых жизней, являются безжалостными адептами анава-марги. Для тех,
кто исполнил свою дхарму и избавился от желания постоянно "получать
еще" (им не надо дополнительной пищи, второго дома, добавочного уважения),
анава теряет свою силу, как старый лист на дереве меняет свой цвет и падает
на землю. Такие люди с чувством уважения и покорности становятся на путь
чарьи и крийя-марги.
Тот, кто мало имеет, желает наибольшего. Он рассматривает мельчайшее.
В его разуме всегда преобладет инстинктивное желание сохранить свое лицо,
так как это все, что он имеет. У него больше ничего нет. Богатый и обладающий
властью адепт анава-марги может покупать новые вещи; когда в его жизни
происходит что-либо плохое, он меняет свой образ, уходя в свои деньги,
место, престиж и выходит оттуда как новый человек. Когда такие люди, полные
анавы и удовлетворенные жизнью, встают на путь чарьи, крийи и йога-марги,
они оставляют многие жизненные желания, обретая при этом новое духовное
лицо и свет в глазах. Они становятся даже лучше, чем были тогда, когда
жертвовали часть своего богатства на добрые цели.
Даже дживанмукта не любит несправедливой критики, но, обладая мудростью,
он не защищается. Несправедливости, правда и ложь не касаются его. "Пусть
они говорят, что хотят, и если это подействует на меня, то оно поможет
мне на пути к конечному освобождению", - так мыслит дживанмукта.
Он готов благословить людей за подобные действия. Адепт анава-марги не
такой, как люди других марг, у которых мысли и чувства об этом перемешались
в голове. Он всегда наносит ответный удар. Такое поведение приходит как
одна из энергий, даров жизни на пути анава-марги, и сопровождается обманом,
способностью лгать в поисках выхода из возникшей ситуации. Сохранить свое
лицо, место и положение (неважно насколько низкими они могут выглядеть)
для адепта анавы - цель жизни. Поэтому никогда не следует возвращать на
путь анава-марги идущих по пути йога-марги и крийя-марги, так как они
будут сохранять свое высшее видение жизни, будут мастерами в любом деле,
каждый раз побеждая. Таких людей следует оставить одних и предоставить
им достигать своих собственных целей.
В системе понимания шайва-сиддханты последовательные марги определяют
духовное раскрытие индивидуальной души или, другими словами, пробуждение
чакр. Если человек приходит в храм, потому что хочет, должен и желает
жить около него, то он находится на пути крийя-марга. Однако это не означает,
что анава-марга ушла, или что он потерял свою индивидуальность. С нами
всегда присутствует немного от анавы - вплоть до достижения мукти. Анава
проявляется через четырнадцать чакр, но особенно ярко - перед пробуждением
знания Богов и способности помогать другим на духовном пути. Вы не отбрасываете
анава-маргу одним махом. Индивидуальное эго медленно уменьшается по мере
того, как душа раскрывается от марги к марге. Бык Нанди представляет эго,
индивидуальность; в традиционном большом индуистском храме мы видим много
изображений Нанди, которые становятся все меньше и меньше по мере приближения
к внутреннему святилищу. Это указывает на развитие души по пути к Богу,
на уменьшение эго.
|