|
Преданность в индуизме называют словом "бхакти". Это целая
область знания и практики, которая простирается от проявления детского
любопытства к неизвестному до глубокого благоговения, которое приходит
с пониманием эзотерического механизма взаимодействия трех миров. Индуизм
рассматривает все бытие исходя из существования трех миров. Первый Мир
- это физическая Вселенная. Второй Мир - тонкая астральная или, другими
словами, ментальная сфера существования, в которой живут дэвы (ангелы)
и духи. Третий Мир - это духовная сфера Махадэвов, Божеств и Богов. Индуизм
представляет гармоничное функционирование всех трех миров. Индуист приходит
к религии тогда, когда начинает понимать Второй и Третий Миры. Эти внутренние
миры естественным образом вдохновляют такого человека, отвечая на его
любовь, преданность и благоговение. Эти Миры прекрасны.
В индуизме преданность проявляется на многих уровнях, а также в различные
периоды развития души. Все формы преданности равны и ни одна из них не
претендует на единственно верную форму поклонения. Существует поклонение
Божествам рода, священным текстам, святым и садгуру. Но одной из самых
распространенных форм поклонения в индуизме является преданность Богу
и Богам. Говорится, что индуистский пантеон насчитывает 330 миллионов
Богов. Тем не менее, все индуисты верят в одну Верховную Сущность, которая
пронизывает собой всю Вселенную.
Многие Боги воспринимаются как божественные создания этой Единой Сущности.
Эти Боги (Махадэвы) являются реальными существами, способными мыслить
и чувствовать в гораздо большей степени, чем это присуще человеку. Итак,
в индуизме существует один Бог, но много Божеств. Лишь некоторым из этих
Божеств строят храмы и проводят пуджи. В современном индуизме ведущее
место занимают Ганеша, Шива, Субрахманья, Вишну и Шакти. Конечно, еще
есть много Божеств, которым проводятся ежедневные обряды и читаются мантры
в домашних святилищах. В их число входят Брахма, Сурья, Сарасвати, Лакшми,
Агни, Чандра, Айяппан, Хануман, Марьямман и другие.
Традиционным в индуизме является принятие Ишта Дэваты - личного Божества,
выбранного из огромного пантеона, часто в соответствии с традицией, существующей
в семье верующего. Выбор личного Божества может также основываться на
чувстве близости к одной из форм божественного проявления. В том и состоит
уникальность всеохватывающей природы индуизма, к котором один верующий
может поклоняться Ганеше, а его друг - Субрахманье или Вишну, и каждый
уважает выбор другого, и не существует поводов для конфликта. Такое уникально
глубокое и универсальное понимание индуизма выражается в том, что в стенах
одного храма может проходить одновременное поклонение различным Божествам.
В соответствии с духовным раскрытием и внутренними нуждами идущего по
духовному пути с годами может даже происходить смена личного Божества.
|