Глава 4

	Благой Господь сказал:
 1. Эту непреходящую йогу
    Я в начале сказал Вивасвату,
    Вивасват сообщил ее Ману,
    мудрый Ману поведал Икшваку.

 2. Друг от друга перенимая,
    ее знали цари-провидцы;
    постепенно за долгое время
    эта йога пришла в упадок. 

 3. Эту древнюю йогу сегодня
    Я тебе возвестил, Арджуна.
    Лишь тебе Я доверил, о бхакт Мой,
    величайшую эту тайну.

	Арджуна сказал:
 4. Но ведь жил Вивасват много раньше
    Твоего в этом мире рожденья,
    как же мог Ты ему "в начале"
    эту древнюю йогу поведать?

	Благой Господь сказал:
 5. Много раз Я являлся в мире,
    много раз приходил ты к рожденью,
    но рождений ты прошлых не знаешь.
    Это знанье лишь мне открыто.

 6. Пребывая всей твари владыкой
    нерожденным, нетленным, вечным,
    Я внутри Мне подвластной природы
    своей майей себя рождаю.

 7. Всякий раз, когда в этом мире
    наступает дхармы упадок,
    когда нагло порок торжествует,
    Я себя порождаю, Арджуна.

 8. Появляюсь Я в каждой юге,
    чтоб восставить погибшую дхарму,
    чтобы вновь заступиться за добрых,
    чтобы вновь покарать злодеев.

 9. Кто так знает истину эту
    Моих дивных рождений и действий,
    тот, рождений кольцо разрывая,
    после смерти Меня достигнет.

10. Их немало - очищенных знаньем,
    страсти, страха и гнева лишенных,
    бытия Моего достигших,
    Мне лишь преданных. Мною ставших.

11. Как Меня здесь чтут мои бхакты,
    так и я их вознаграждаю;
    ведь Моим лишь путем, о Партха,
    всюду следуют эти люди.

12. Люди жертвы богам приносят,
    в своем деле успеха желая:
    в мире этом успех ведь быстро
    вслед за жертвой приходит к людям.

13. Эти варны четыре Я создал
    сообразно деяньям и гунам;
    таково Мое дело - и все же
    пребываю Я вечно вне действий.

14. Меня действия не пятнают:
    ведь плодов я от них не жажду;
    кто таким Меня видит, Партха,
    тот цепями действий не скован.

15. Свои действия так совершали
    мудрецы ради освобожденья;
    древних муни имея примером,
    совершай свои действия, Партха.

16. Что есть действие, что есть недействие?
    Даже мудрые здесь в сомненье.
    Я тебе возвещу знанье действий:
    знаньем этим свой грех одолеешь.

17. Размышляй же о смысле действия!
    Также в суть многодействия вникни!
    Размышляй и о смысле недействия!
    Сущность действий исполнена тайны.

18. Кто недействие видит в действии,
    кто в недействии действие видит -
    средь людей тот поистине мудрый,
    предписанья исполнивший йогин.

19. Кто без помыслов, Партха, без страсти
    все свои начинанья свершает,
    кто все действия сжег огнем знанья -
    того мнят пробужденные мудрым.

20. Не привязан к плодам всех действий,
    бесприютный, всегда довольный,
    хоть он в действии пребывает,
    ничего он не делает, Партха.

21. Без надежды, ничем не владея,
    обуздав свое сердце и мысли,
    совершая деянья лишь телом,
    он от скверны всегда свободен.

22. Он случайно пришедшим доволен,
    он вне двойственности, независтлив,
    и в беде и в удаче ровен,
    даже действуя, он не привязан.

23. Когда он не привязан, свободен,
    утвердил когда мысль свою в знанье,
    когда действует лишь ради жертвы -
    у него прекращается карма.

24. В жертвенном акте-Брахмане
    приношение - также Брахман
    приносится в жертву Брахманом
    на огне энергии Брахмана.
    Кто созерцает действие-Брахмана,
    тот достигает Брахмана.

25. Среди йогинов есть такие,
    что богам лишь приносят жертву,
    но другие - в пламени Брахмана
    свою жертву жертвой сжигают.

26. Те аскеты всю чувств пятерицу
    на огонь обузданья приносят;
    эти йогины - чувств огнями
    превращают предметы в пепел.

27. А другие - всех чувств проявленья,
    как и действия пран в этом теле,
    обузданья огнем сжигают,
    разжигая его от знанья.

28. Эти в жертву приносят тапас,
    те - богатство, иные - йогу;
    знанье Веды и вслух повторенье -
    жертва йогинов, твердых в обетах.

29. Можно жертвовать в пране апану
    иль, напротив, в апане - прану:
    так, дыханий пути преграждая,
    пранаяму аскеты свершают.

30. Есть иные - обузданы в пище.
    Они праны жертвуют в пранах.
    Умудренные в таинствах жертвы,
    ею грех они испепеляют.

31. Нектар жертвенной пищи вкушая,
    они Брахмана все достигнут;
    кто не жертвует - жизнь эту губит
    и к другой жизни путь преграждает.

32. Так все многоразличные жертвы
    своим ртом вечный Брахман вкушает;
    знай, они рождены от действий:
    этим знанием освободишься.

33. Превосходней вещественной жертвы
    принесение в жертву знанья,
    ибо действие все без остатка
    превращается в знанье, Арджуна.

34. Это знанье познай вопрошаньем,
    поклоненьем смиренным, служеньем;
    те, кто знает, истину зрящие,
    в знанье этом тебя наставят.

35. В этом знанье всегда пребывая,
    в ослепленье ты не уклонишься,
    и тогда всех существ увидишь
    ты в себе и во Мне, Арджуна.

36. Даже если бы, Партха, был ты
    из всех грешников наигрешнейшим,
    и тогда этой знания лодкой
    через грех переплыть ты сможешь.

37. Как огонь, разгоревшись, в пепел
    превращает дрова, о Арджуна,
    так и знанья огонь все действия
    без остатка испепеляет.

38. Ведь ничто не сравнится в мире
    с очищающей силой знанья;
    его тот лишь в себе обретает,
    кто пришел к совершенству в йоге.

39. Достигает знания йогин,
    веры полный, себя обуздавший;
    пребывающий в знании - скоро
    запредельный покой обретает.

40. Тот, кто полон сомнений, без веры,
    не имеющий знания, - гибнет;
    сомневающийся теряет
    и другой мир, и этот, и счастье.

41. Кто разрушил все действия йогой,
    кто отсек все сомнения знаньем,
    кто собой овладел всецело,
    того действия больше не свяжут.

42. Потому - ты свое сомненье,
    от авидьи проникшее в сердце,
    отсеки мечом знанья, Арджуна,
    и воспрянь, устремившись к йоге!

Om namah shivaya       Оглавление     Предыдущая глава      Следующая глава

Используются технологии uCoz