Глава 2

	Санджая сказал:
 1. И когда потрясенный Партха
    так сидел, проливая слезы,
    преисполненный состраданья, -
    ему молвил Убийца Мадху.

	Благой Господь сказал:
 2. Что за слабость ничтожная в битве
    овладела тобой, сын Притхи?
    Она в рай не ведет - к позору! -
    тебе, арию, не подобает.

 3. Малодушию не поддавайся,
    не твое это дело: ты воин!
    Жалость жалкую сердцем оставив,
    встань на битву. Врагов Губитель!

	Арджуна сказал:
 4. Разве смог бы я Бхишму и Дрону,
    столь достойных и чтимых старцев,
    вот из этого лука стрелою
    убивать, о Убийца Мадху?

 5. Лучше здесь, в этом мире, просить подаянье,
    досточестных наставников не убивая;
    их, к добыче стремящихся, если убью я -
    этой кровью навек свою пищу измажу.

 6. Поразим ли мы их, иль они поразят нас -
    Тяжесть равная наши сердца сокрушает!
    Вот сыны Дхритараштры стоят перед нами:
    их убив, мы убьем в себе жизни желанье.

 7. Состраданьем душа моя поражена,
    страждет ум в ослепленье, не ведая дхармы.
    Где решенье? Где благо? - меня научи же!
    Ученик я твой, Кришна! К тебе припадаю.


 8. Ибо, пусть я достигну цветущего царства
    на земле иль владычества над божествами
    все равно - не смогу никогда заглушить
    эту боль, что мне чувства сейчас иссушает.

	Санджая сказал:
 9. Это слово сказав Хришикеше,
    Гудакеша, Врагов Губитель,
    "Я не буду сражаться!" - промолвил
    и затем погрузился в молчанье.

10. И тогда ему, на Курукшетре
    так скорбящему всей душою,
    Хришикеша, слегка улыбнувшись,
    произнес, о сын Бхараты, слово.

	Благой Господь сказал:
11. Говоришь о вещах ты мудрых,
    только жалость твоя напрасна;
    ни умерших, ни здесь живущих
    мудрецы никогда не жалеют.

12. Разве был Я когда-то не-бывшим?
    или ты? или эти владыки?
    Так и в будущем все мы, Партха,
    бытия своего не лишимся.

13. Словно детство, юность и старость
    к воплощенному здесь приходят,
    так приходит и новое тело:
    мудреца этим не озадачить.

14. Лишь от внешних предметов бывают
    зной и холод, страданье и радость;
    но невечны они, преходящи:
    равнодушен к ним будь, Арджуна.

15. Только тот ведь, кто к ним безучастен,
    кто в страданье и в радости ровен,
    тот бессмертья достичь способен,
    тот мудрец, о мой славный витязь.

16. То, что есть, никогда не исчезнет;
    что не есть - никогда не возникнет;
    этих двух состояний основу
    ясно видят зрящие сущность.

17. То, чем весь этот мир пронизан,
    разрушенью, знай, неподвластно;
    это непреходящее, Партха,
    уничтожить никто не может.

18. Лишь тела эти, знай, преходящи
    Воплощенного; Он же - вечен.
    Не погибнет Он, неизмеримый:
    потому - сражайся без страха!

19. Один мыслит Его убитым,
    другой думает: "Это убийца";
    в заблужденье и тот, и этот:
    не убит Он и не убивает.

20. Никогда не рождаясь. Он не умирает,
    Он не тот, кто, родившись, больше не будет: 
    нерождаемый, вечный, древний, бессмертный,
    Он при гибели тела не гибнет.

21. Тот, кто знает Его неизменным,
    нерождаемым, неразрушимым, -
    разве, Партха, Он убивает?
    разве Он побуждает к убийству?

22. Как одежду изношенную бросая,
    человек надевает другую,
    так, сносив это тленное тело,
    Воплощенный в иное вступает.

23. Знай, мечи Его не рассекают,
    и огонь не сжигает, Партха;
    не увлажняет Его вода,
    Его ветер не иссушает.

24. Нерассекаемый, несожигаемый,
    неувлажняемый, неиссушаемый,
    неколеблем, знай, этот Вечный -
    вездесущий, стойкий, нетленный.

25. Его знают невообразимым,
    неколеблемым и неизменным;
    потому - ты, таким Его распознав,
    сокрушаться уж больше не должен.

26. Но и если Его полагаешь
    вечно гибнущим, вечно рожденным -
    все равно, о могучерукий,
    ты не должен о Нем сокрушаться.

27. Неизбежно умрет рожденный,
    неизбежно родится умерший;
    если ж все это неотвратимо -
    то к чему здесь твои сожаленья?

28. Не проявлено тварей начало,
    не проявлено их окончанье,
    они явлены лишь посредине:
    так о чем же тогда сокрушаться?

29. Чудом кто-то Его увидит,
    чудом кто-то другой о Нем скажет,
    кто-то третий - чудом услышит;
    но Его ни один не знает.

30. Когда гибнут тела. Воплощенный
    ни в одном из них не умирает;
    это значит: о Нем во всех существах
    сожалеть ты, Арджуна, не должен.

31. Также, дхарму свою соблюдая,
    ты в бою колебаться не смеешь:
    помышляя о долге, сражаться -
    это благо для кшатрия, Партха!

32. Когда в битву такую вступает,
    исполняется радости кшатрий,
    словно дверь приоткрытую рая
    пред собою увидел внезапно.

33. Если ж ты эту славную битву
    вопреки своей дхарме покинешь -
    то, свой варновый долг и славу
    погубив, лишь грехом осквернишься.

34. Твое имя хулить и бесславить
    будут люди не переставая;
    благородному же бесславье
    отвратительней даже смерти.

35. Колесничие могут подумать,
    что ты в бой не вступил, испугавшись;
    те, кто прежде тебя почитали,
    презирать тебя станут, Партха!

36. А враги, над тобой потешаясь,
    слов обидных не пожалеют,
    силу, доблесть твою ругая;
    что ж больнее, скажи, чем это?

37. Победив - насладишься ты царством;
    коль убьют тебя - рая достигнешь;
    так не медли - скорей решайся!
    Подымайся на битву, сын Кунти!

38. Уравняв с пораженьем победу,
    с болью - радость, с потерей - добычу,
    начинай свою битву, кшатрий!
    И тогда к тебе грех не пристанет.

39. Эту мысль рассужденьем изведав,
    распознай теперь в практике йоги;
    этой мысли усильем, Партха,
    ты разрушишь все узы кармы.

40. То, что сделано, здесь не гибнет,
    здесь помех на пути не бывает;
    этой дхармы даже частица
    от великого страха избавит.

41. Превращенная здесь в решимость,
    мысль единственна, радость Куру;
    мысли ж тех, кто решимостью беден, -
    нескончаемы, многоветвисты.

42. Речь иная слышна от безумцев,
    похотливых, стремящихся к раю,
    погруженных лишь в слово Веды,
    "Больше нет ничего" - говорящих;

43. их ученье цветисто, но тщетно:
    совершением многих обрядов
    оно к власти стремится, к усладам,
    а ведет лишь к цепи рождений.

44. Те, кто этим свой ум погубили,
    к наслаждениям чувств привязавшись,
    никогда не достигнут самадхи -
    равновесия мысли активной.

45. На три гуны направлены Веды:
    отрешись от трех гун, Арджуна!
    Будь недвойствен, чужд обретенью,
    полон саттвы, всегда обуздан!

46. Если людям полезен колодец,
    изобильно водою текущий,
    то и в Ведах не меньше пользы
    для разумного брахмана, Партха.

47. Лишь на действие будь направлен,
    от плода же его отвращайся;
    пусть плоды тебя не увлекают,
    но не будь и бездействием скован.

48. От привязанностей свободен,
    в йоге стоек, свершай деянья,
    уравняв неудачу с удачей:
    эта ровность зовется йогой.

49. Когда мысль успокоена в йоге,
    она действия все превосходит;
    цель поставь пред собой - йогу мысли;
    кто к плодам устремляется - жалок.

50. Равновесие мысли бесстрастной
    злых и добрых деяний не знает;
    устремляйся же к йоге, Арджуна!
    Йога - это в деяньях искусность.

51. От плода отвратившись деяний,
    в йоге мысль свою обуздавши,
    разорвав цепь смертей и рождений,
    мудрецы достигают покоя.

52. И когда твоя мысль осилит
    заблуждений поток многоводный,
    ты тогда ощутишь безразличье
    ко всему, что услышишь иль слышал.

53. Равнодушную к слову Веды,
    когда мысль ты свою неподвижно
    установишь, Партха, в самадхи, -
    это значит, ты йоги достигнешь.

	Арджуна сказал:
54. Целиком погруженный в самадхи,
    нерассеянный мыслью - каков он?
    Стойкий в мудрости - как говорит он?
    Как сидит он? Как ходит подвижник?

	Благой Господь сказал:
55. Если муж себя очищает
    от страстей, проникающих в сердце,
    пребывая в себе, рад собою,
    это значит: он в мудрости стоек.

56. Неколеблемый сердцем в страданьях,
    в удовольствиях не вожделея,
    кто без страсти, без гнева, без страха -
    вот молчальник, чье знание стойко.

57. Отрешившийся от вожделений,
    кто не радуется, не тоскует,
    обретая благое иль злое, -
    вот подвижник, в мудрости стойкий.

58. Кто все чувства, от их предметов
    отвлекая, вовнутрь вбирает,
    словно члены свои черепаха, -
    вот подвижник, в мудрости стойкий.

59. От того, кто лишен ощущений,
    отступают всех чувств предметы,
    остается к ним жажда, но Высшее
    созерцающий - жажду теряет.

60. Ибо даже у мудрого мужа,
    у подвижника даже, сын Притхи,
    эти бурные чувства силой
    похищают нестойкое сердце.

61. Пусть сидит обуздавший чувства,
    обо Мне лишь одном помышляя;
    ведь кому эти чувства подвластны -
    тот подвижник, в мудрости стойкий.

62. Тот бывает к предметам привязан,
    кто их часто в уме вращает;
    за привязанностью вожделенье
    наступает, гнев порождая.

63. Гнев, возникнув, ведет к ослепленью,
    ослепление - память губит,
    гибель памяти - мысли гибель,
    вместе с ней - человек погибает.

64. Победивший себя, свои чувства
    власти атмана подчинивший,
    отрешенный от гнева и страсти,
    человек чистоту обретает.

65. С чистотой для него приходит
    от скорбей всех освобожденье:
    ведь в уме просветленном вскоре
    установится мысль недвижно.

66. У того, кто не стоек в йоге,
    созерцания нет, нет и мысли;
    для того, кто лишен созерцанья,
    гибнет мир, а за ним и радость.

67. Ибо если подвижные чувства
    за собой увлекают сердце,
    они мудрость его уносят,
    словно лодку на озере - ветер.

68. Это значит, могучерукий,
    лишь тогда будет стойкой мудрость,
    когда муж свои чувства заставит
    от предметов всех отвернуться.

69. Когда ночь для существ наступает -
    тогда бодрствует зрящий муни;
    но едва они все проснутся -
    засыпает подвижник стойкий.

70. Океан полноводные реки
    принимает, но сам недвижен;
    тот, в кого так впадают желанья,
    остается, бесстрастный, в покое.

71. Только тот, кто, отбросив желанья,
    пребывает без вожделений,
    без стяжаний, без самости, Партха, -
    этот муж покой обретает.

72. Это - Брахмана состоянье,
    кто достиг его - тот не погибнет;
    пребывая в нем даже в час смерти,
    входят йогины в Брахманирвану.

Om namah shivaya      Оглавление     Предыдущая глава     Следующая глава

Используются технологии uCoz